dashakasik: (Default)
[personal profile] dashakasik
В топе висит забавный, полный возмущения пост о том, как в кино неправдоподобно беременны и неправдоподобно рожают, мол сначала все героини картинно блюют по утрам или падают в обмороки, а потом  воды у всех фонтаном отходят, а далее следуют мучительные и стремительные роды. И вот ай-яй-яй как ни стыдно сценаристам и режиссерам, потому что это же вранье и в жизни не так!

Прочитала и стала смешно. Я, вообще, очень люблю аргумент про "в жизни все не так", когда дело касается в кино. Потому что в кино и правда многое совсем не так как в жизни, но это не мешает хорошему фильму заставлять нам переживать, волноваться, чувствовать и думать "ух ты, совсем как у меня!".

Для меня вот очевидно, что кино - это набор визуальных знаков. Кино, в котором все проговаривается имеет шанс быть скучным. Кино - это визуальное искусство.

Как показать, что героиня не догадывалась, что беременна? Собственно, таким вещам и учат сценаристов. Показать визуальными средствами, не используя речь.
Никак.
Вы не можете показать на экране, что у героини задержка. Если это и возможно технически, то это будет невозможно скучно и смотреть на это никому не захочется. Героиня проверяет свой календарик и не видит в нем красного кружка на нужной дате? Хрен поймешь по такой картинке, в чем дело. Героиня выходит из туалета с грустным лицом и убирает в сумочку не понадобившийся тампон? Эээ.. Не очевидно и слишком много подробностей. Героиня ходит из угла в угол и причитает "где же мои месячные?". Стоп, это уже вербализация, а нам надо визуально показать.

Но вот если вдруг ее неожиданно стошнит, в результате чего она начинает понимать, что что-то в ее организме изменилось - это единственный (по крайней мере сходу я больше не придумаю) сразу же считываемый зрителем знак, код, сигнал. Это клише, которое узнаваемо. Оно работает, потому что оно клише. Но оно и стало клише, потому что работает. Да, в жизни совсем не так, но задача этой сцены не отразить зеркально жизнь, а протранслировать изменение в жизни героя.

Вот почему, чтобы показать, что у женщины начались роды - используется самый визуально эффективный прием. Вы не можете показать на экране, что у нее схватки или что у нее болит спина. Но зато если показать отошедшие воды - никаких объяснений не нужно, зритель все сам понял.

В кино полно таких визуальных клише. Потому что это и есть кинематографическая система знаков.

Когда герой и героиня бегут друг навстречу другу под дождем и сливаются в страстном объятии - это банально, тупо, но часто работает на наше восприятие гораздо действеннее, чем если они просто подходят друг к другу со счастливыми лицами и говорят "я люблю тебя".
Когда один герой проводит по лицу лежащего другого героя и закрывает ему глаза, мы понимаем, что произошло без всяких слов, и один этот жест может быть пронзительнее, чем если первый герой заголосит "на кого же ты меня покинул".

Я могу тут приводить очень много примеров. Но по-моему я уже достаточно четко выразила свою мысль.

Когда сценаристу или режиссеру удается найти новый визуальный образ, новый знак для чего-то привычного - это большая удача.

И для меня, сценариста, всегда самая интересная и сложная задача - искать такие ходы, искать визуальные решения. Как показать одиночество? Как показать тоску? Как показать любовь? Как показать счастье? Именно потому я люблю фильмы, из которых запоминаешь кадры, от которых сжимается сердце, а не только слова.

Ну и просто я очень люблю кино.

Date: 2012-09-24 11:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mayacat.livejournal.com
Вот кстати недавно пересматривали Звездные Войны, которые недавно снятые были. И я громко возмущалась а) наивности сюжета (не переношу фатализма и непоколебимых догм типа "нельзя позволять себе думать плохие мысли!") и б) маленькому животу Падме на сносях, ее телодвижениям на последнем сроке и немножко - огромным неноворожденным новорожденным, вылезшим из маленького живота Падме :)
Понимаю, что это кино снималось больше ради экшена, но все равно не могу остановить себя, Остапа несет :) Мне кажется, что если в некоторые вещи добавить чуть больше реализма, ничего страшного не случится. Ну как минимум сделать вдвое больше живот, если уж девушка двойню вынашивает :)

Date: 2012-09-24 11:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mayacat.livejournal.com
Может, зрители вроде меня возмущаются потому, что им хочется новых способов показать визуально?

Date: 2012-09-24 11:35 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
слушай, ну вот новорожденные в кино всегда огромные 3-6-месячные младенцы. И по-моему к этому нельзя придираться, потому что ежику ж ясно, что нельзя тащить на съемочную площадку реального новорожденного ребенка и что родители, которые своего реального новорожденного ребенка на съемки отдадут - слегка не в себе. Потому что несколько секунд экранного времени (т.е. сцена с новорожденным) - это несколько ЧАСОВ съемок.
К тому же, использование детей в съемках явно регулируется законодательно, что в Голливуде, что в России.

Ну а действительно правдоподобных кукл начали делать не так давно. И все равно почти всегда видно в кадре настоящий ребенок или кукла.

Про размер живота скажу только, что это реально индивидуальная вещь и я знаю людей, по которым в 8 месяцев и в необтягивающей одежде было НИЧЕГО не заметно! Но в кино - да. согласна, это косяк и как раз живот должен быть большим и телодвижения максимально естетственными.

Но! Вопрос с ребенком или с размерами живота - это не то, что заложено в драматургии, это не прописано в сценарии, например, а косяк реквизиторов и т.п.

А мой пост все-таки про драматургию.

Date: 2012-09-24 11:39 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
понимаешь, повод возмутиться можно найти всегда:) но хорошее кино остается хорошим, даже если в нем младенец неидеального размера, а при этом в плохом кино могут быть лучшие младенцы мира, но гениальным оно от этого не станет.

новый киноязык ищут всегда и все, во все времена, и лучшие кинематографисты его находят. а через какое-то время их находки тоже становятся клише как раз потому что они прекрасны и работают:)

Date: 2012-09-25 02:21 am (UTC)
From: [identity profile] snus-mumrick.livejournal.com
Да ну, Ника там просто ерничает и шутит. Она ж акушер-гинеколог, ей простительно.

У меня, кстати, коллега рожала как в кино. Полтора часа на все про все и третий ребенок готов. Еле до госпиталя доехать успела.

Date: 2012-09-25 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] elen123.livejournal.com
Система знаков - это одно, но жутко раздражает, когда сюжет строится на очевидной глупости. Например, я как-то смотрела фильм про войну; там группа саперов пробиралась по туннелю, который был заминирован таким образом, что сразу все мины срабатывали; видимо сценаристу показалось это очень стрррааашным))), тогда как любому специалисту, да и просто вменяемому человеку ясно, что такая система разминируется с помощью одной крысы - сработали все мины - и гуляй как по Красной Площади)) И сразу весь героический пафос становится смешон.

Date: 2012-09-25 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] olenenka.livejournal.com
да бог с ними с водами фонтаном, но что ж так орать-то при родах

Date: 2012-09-25 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] eva-hagberg.livejournal.com
Надо улыбаться и махать, ага.

Date: 2012-09-25 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] eva-hagberg.livejournal.com
Есть, кстати, неурезанная версия фильма с Кэтрин Хейгл (не помню названия, прости, по-английски "Обрюхаченная"), так там даже я прифигела, потому что они снимали детскую голову в родовом канале. И вообще роды там сняты так, что весь фильм на какой-то совершенно другой уровень выносит. Но обычно крутят сильно порезанную версию.
Ну и к предыдущим комментариям -- совсем крошечных малышей теперь задействуют чаще.

Date: 2012-09-25 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] olenenka.livejournal.com
нет, но чо орать-то так, в реальной жизни я такого не помню, при мне 3 женщины родили. потом я

Date: 2012-09-25 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] eva-hagberg.livejournal.com
Ну так В, наверное, и криков: "Убейте меня!" от рожениц не слыхали. Это ж не значит, что этого нет. Я слыхала. Бывает. Все очень индивидуально.

Date: 2012-09-25 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] olenenka.livejournal.com
ну вы же понимаете, что "убейте меня" это в совсем другом кино должно быть, а не про нормальные роды

Date: 2012-09-25 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] eva-hagberg.livejournal.com
Да. Но при нормальных родах одни нормальные орут, как резаные, а другие, не менее нормальные не орут. Оба варианта совершенно реалистичные.

Date: 2012-09-25 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] mayacat.livejournal.com
Ну да, согласна, что мелких совсем не тащат в кино. Но бывают же более мелкие 3-месячники ))
В принципе, да - это вопрос скорее реквизиторов всяких, с животом и такими штуками. Видимо, я должна была прицепиться к конкретике потому, что все кино в принципе раздражало :)

Date: 2012-09-25 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] mayacat.livejournal.com
Да, и это тоже - как в фотографии прямо :))

Date: 2012-09-25 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну вот да, я могу перечислить уйму минусов Гарри Поттера-4, потому что весь фильм неудачный. Но при это не вспомню минусов из 3 или 5 части, хотя там явно тоже полно неточностей и косяков, но сами фильмы шикарные

Date: 2012-09-25 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
да, я понимаю, что шутит:)это я скорее комментарии почитала.

Date: 2012-09-25 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну вот я не сразу сообразила б про крыс.
хотя да, глупо.
ну что ж поделать, не всем же быть умными:))

Date: 2012-09-25 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
болевой порог у всех разный.

Date: 2012-09-25 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну вот это уже какие-то лишние детали, на мой взгляд.
что-то подобное было по-моему в "Доктор Т и его женщины" и я не поняла, на хрена эта реалистичность.

малышей и правда задействуют чаще. но меня вот в любом случае не раздражают крупные малыши в таких сценах:)

Date: 2012-09-25 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] annything.livejournal.com
А я вообще всегда проматываю (если есть возможность) или просто не смотрю сцены родов и секса. Мне и то и другое кажется до ужаса фальшивым.

Date: 2012-09-25 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
даа, вот сцены секса меня раздражают гораздо больше:)) у них там всегда все так быстро и ладно и в унисон, что хочется спросить,а занимались ли все эти люди реальным сексом когда-либо??:))

Date: 2012-09-25 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] olenenka.livejournal.com
но в кино вторых не показывают

Date: 2012-09-25 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] olenenka.livejournal.com
да, но женщина, которая хочет умереть рожая ребенка - это не про болевой порог, это про психику

Date: 2012-09-25 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] d-marianna.livejournal.com
вспомнился фильм "Москва слезам не верит", как там героиня на солененькое набросилась и подруги ее сразу заподозрили беременность))) мне кажется важно не клише, выбранное сценаристом или режиссером, а то, как это клише обыгрывается актером или режиссером.

Про начало родов, мне кажется воды не так уж распространены по сравнению с болевой схваткой - сразу все понятно и в общем то не поспоришь, что это не правда))

Date: 2012-09-25 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/astra__/
Даша, ты еще и хороший переводчик с "языка кино". очень ясно все изложила:)

Date: 2012-09-25 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
спасибо:) я и для себя пыталась сформулировать

Date: 2012-09-25 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
кстати, отличный пример, но национальный! потому что выражение "на солененькое потянуло" по моим ощущениям чисто русское и клише про соленые огурцы во многих странах просто не сработает. Но для русского кино - да, хорошее решение темы.

Date: 2012-09-25 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
смотря в каком кино.
в жанровом, развлекательном кино используется клише с орущими женщинами потому что оно там НУЖНО.
потому что если зрителю показать в комедии как на самом деле происходят роды, то зрителю будет неинтересно. более того - зритель не поверит, потому что у него уже есть выработанное за годы киноопыта представление о том, как должны выглядеть роды в кино и если сцена не будет соответствовать, возможно разочарование.

кино, как и любое искусство, не обязано отражать реальность.

Date: 2012-09-25 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ээ.. какой странный комментарий. т.е. женщина, которая от боли заорет мужу "чтоб я еще раз с тобой потрахалась" - это тоже про психику, а не про эмоцию??

Date: 2012-09-25 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] olenenka.livejournal.com
ну во всяком случае про очень-очень странную эмоцию. Я не понимаю, сорри. Хотя если с отцом ребенка разлад, наверное..

Date: 2012-09-25 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
омг..
а по-моему это смешно!!! в смысле сказать такое мужу во время родов смешно.
как и "убейте меня" - по-моему это смешно.
а если это всерьез, то это тоже про болевой порог, потому что есть люди кто от боли во время месячных падает, это ж не повод их считать психами

Date: 2012-09-25 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] nat-nat.livejournal.com
А я обожаю, когда ты пишешь о кино!
По теме записи мне сказать особо нечего, потому что штампы я хоть и вижу, но они меня не сильно раздражают. Я острее реагирую на штампы театральные. Потому что если там в луче прожектора начинает валить снег под сильную музыку - это для меня дёшево :))

Date: 2012-09-25 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ой, спасибо, Наташк:) я очень люблю писать свои соображения про кино, но стесняюсь.

понимаешь, ведь луч прожектора-музыка-снег когда-то не было штампом и не было дешевым. И при этом, я верю, талантливый режиссер может штамп (что в кино, что в театре) сделать так сильно, что дух захватит.

Date: 2012-09-25 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] water-engineer.livejournal.com
Я перед родами как раз ходила на What to Expect When You're Expecting и еще до беременности мечтала покричать нормально (в жизни не так много моментов для реального ора), поэтому в отдельной палате, никому не мешая я, конечно, решила поорать, как в кино. Пришла акушерка и сказала, что это ни фига не эффективно, я все силы на крик трачу. Но до ее прихода я оторвалась, и мне очень понравилось.

Date: 2012-09-25 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
я этот фильм тоже недавно посмотрела, кстати, но меня не очень впечатлил. Хотя некоторые моменты забавные:)
про кричать я в курсе, что оно неэффективно или только если правильно кричать с правильно поставленным дыханием вроде

а вообще просто поорать прикольно:)

Date: 2012-09-25 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] eva-hagberg.livejournal.com
А пятерка кадров у тебя есть?

Date: 2012-09-25 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
неа, нету:(( потому что "все такое вкусное"...

Date: 2012-09-29 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] smeyanka.livejournal.com
Про возможную беременность - в виде внутреннего диалога, вчера как раз смотрела Бриджит Джонс, там она себе говорит, вроде: не могу поверить, что уже 2 месяца живу с замечательным мужчиной, 2 месяца у меня не было пмс... так, стоп, уже 2 месяца не было пмс? но этот прием, конечно, везде не подходит. В Убить Билла тоже было подобное, рассказ о событии.
А вообще интересно очень ты написала, я только сейчас об это задумалась.

Date: 2012-09-29 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну в Бриджит Джонс у нее вообще все время идет закадровый монолог, но там дневниковый жанр это позволяет. А вообще проговаривание, озвучивание события считается не очень удачным приемом и допускается при условии, что в кадре все равно происходит до фига действий и удачных визуальных находок.
т.е. нельзя в сценарии написать "у героини начинаются роды", потому что надо конкретно показать в кадре, что именно случается, надо придумать решение.

а совсем другое, когда в кадре происходит действие, а закадровый голос задает какое-то настроение или факты (как в Бриджит джонс)

Profile

dashakasik: (Default)
dashakasik

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45678910
11 1213 14151617
181920 21222324
25262728293031

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 05:19 am
Powered by Dreamwidth Studios