dashakasik: (Default)
[personal profile] dashakasik
У ребенка появилась чудесная манера - он достает из своего книжного шкафа любимую книжку и тащит мне. Я в такой момент должна сесть на пол по-турецки, тогда он примостится у меня на ногах, как в кресле, и ждет, что я начну читать. И я читаю.
У него уже есть свои явные фавориты среди книжек. Иногда ему хочется подолгу рассматривать картинки, а иногда нужно, чтоб я именно читала, причем старательно и с выражением.

Так, скажем, у меня есть толстенная книжка Агнии Барто с самыми ужасными иллюстрациями во вселенной, но эта книжка служит мне неизменным помощником, когда хочется поспать утром, а ребенок уже проснулся и не хочет сидеть в своей комнате один. Тогда я, почти не раскрывая глаз, притаскиваю его к себе в кровать, забираюсь под одеяло, а ему выдаю эту уродливую книжищу. Ближайшие полчаса он меня не трогает, а только листает и листает. Надо бы, конечно, купить какую-нибудь другую книжку взамен этой уродины, какую-нибудь с хорошими иллюстрациями. Но пока что я малодушно довольствуюсь этой, просто потому что страниц в ней много и ребенка она занимает надолго.

Самый главный фаворит - "Ночная книга" Ротраут Сузанны Бернер. Он таскает ее за собой по всему дому, регулярно усаживается с ней за стол и терпеливо по полчаса разглядывает картинки.

К моему огромному удовольствию одинаково реагирует как на русские "где часы?", "где машина?", "где собака?", так и на их голландские аналоги и тыкает пальцем в соответствующие изображения на картинке. С часами, впрочем, бывает заминка, потому что ему всегда хочется показать еще и на часы на стене в гостиной, а иногда и на часы на папиной руке.

Любопытно, что у его кузины, которая старше на 8 месяцев и с которая бывает у нас несколько раз в неделю, нет совершенно никакого интереса к книгам. Сколько я ни пыталась ее завлечь картинками или рассказами. Ей вообще неинтересно смотреть на картинки или слушать истории, она тут же убегает играть. А мой читатель сидит и сидит с книжками.

Интересно, это семейное? Или это объясняется чем-то еще?
По словам родителей с обеих сторон, что меня, что Тина можно было в детстве посадить у книжного шкафа утром и вечером найти на том же самом месте в окружении стопок прочитанных книг. Собственно говоря, мы и сейчас оба такие же - читаем по нескольку книг одновременно, в каждой поездке проводим пару часов в книжном магазине и мечтаем, что однажды у нас будет целая комната под библиотеку.
Может ли  быть так, что любовь к книгам передается по наследству?

Или все дело в том, что наш ребенок совершенно не смотрит телевизор и не играет с гаджетами (хотя был момент, когда играл, но я решила это прекратить), и поэтому книжки ему интересны? Правда ли, что мультфильмы (даже самые замечательные, я сама вообще-то мультфильмы люблю очень) делают детей немножко ленивее и приучают к другому способу восприятия, отчего книги становятся им не так интересны?

А может просто все дело в привычке и в том, что я начала читать ему книги еще тогда, когда он совершенно точно ничего не понимал ни в тексте, ни на картинках, но просто привык?
И в том, что мы раз в месяц, а то и чаще ходим в детскую библиотеку, которая даже мне кажется маленьким раем, потому что мы забираемся там в кресло вдвоем на пару часов и разглядывая все книжки подряд и, откровенно говоря, балдеем.

Вопросы, если что, абсолютно риторические. Я сама никакой конкретной точки зрения на этот счет не имею, но просто считаю, что читать ребенку и с ребенком нужно как можно больше и этим и занимаюсь.

Не менее риторический вопрос - а где взять книжный шкаф, уходящий в другое измерение, чтобы в него поместить все те детские книги на русском, которые я хочу скупить в Питере (в листе ожидания чуть больше 200 книг)? Я уж не говорю о том, где бы взять необходимые для этих сотен книг десятки тысяч рублей...

 

Date: 2014-03-29 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] bessonitsa.livejournal.com
Здорово как!

Мой ребенок "читает" только книги без картинок. Если ему начать читать что-то, немедленно переворачивает страницу.
Внимает только от посторонних нянь.
Книги с картинками рассматривает будто между делом.
В младенчестве цитировала-напевала ему стихи разных авторов, в основном, Бродского и Пушкина.

Даш, а список есть желание обнародовать?

Date: 2014-03-29 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
слушай, список детских книг, которые я хочу, гигантский и в нем больше половины это книги на возраст от 5 и выше, я думаю. Мне просто все равно их хочется и я решила, что потихоньку буду на будущее покупать:)
а обнародовать зачем? из меня обозреватель так себе) я читаю чужие жж с обзорами детских книг постоянно и себе вишлист собираю :)

а твоему ребенку сколько?
я своему стихи тоже регулярно читала в младенчестве, наизусть мало помню, к сожалению:(

Date: 2014-03-29 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] bessonitsa.livejournal.com
Я примерно так тоже планировала.
Знаешь, просто вот бывает забыл какого-то автора, а тут список не-свой увидел и вспомнил. Может и тебе чем-то дополнят :)
Во время беременности я, помню, была одержима наличием книг Владислава Крапивина в детской библиотеке. Про остальное составляла списки. Да где те списки, где-то у друга на Горьковской лежат. А так и не вспомнить.

А мальчику первого апреля будет три :)
Наизусть, кстати, вообще уже мало что помню.
А раньше-то)))) было дело.

Date: 2014-03-30 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ммм, мне как-то с книгами на возраст от лет 7 проще - я их знаю, помню, люблю и перечитываю даже регулярно.
А вот на детский малышковый выбирать мне сложно, поэтому я их и собираю в вишлист отдельный.

У Крапивина, кстати, в детстве читала только две вещи и ОБОЖАЮ их до дрожи до сих пор, перечитываю раз в пару лет и млею

Date: 2014-03-29 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ultranomad.livejournal.com
У меня впечатление, что страсть к книгам изначально формируется просто их физическим изобилием, когда они вообще везде, по всему дому. Во всяком случае, во всех известных мне случаях корреляция 100%.

А 200 книг - это всего один высокий книжный шкаф, да и десятков тысяч на это не надо, детские книжки часто отдают просто так. Вот перевезти - это да, проблема. Сейчас вот надеюсь на оказию из Петербурга - друг в гости на машине приезжает.

Скажи, а вот как ты решаешь для себя, какие книги тебе хочется иметь в бумажном виде, а какие в электронном?

Date: 2014-03-29 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
да про физическое изобилие ты, наверное, прав. Если у человека с младенчества книжный шкаф в комнате, то они часть его вселенной. А если книжек мало и они куда-то запрятаны, то их и читать ребенок не будет наверное..

Хм, чтобы заполучить детских книжек просто так, надо ж наверное где-то специально их отлавливать.. ну типа если в сообществе типа "отдам даром", то это долго и мучительно собирать по разным людям. А купить новые можно быстро и разом, это чуть проще.
Но детские книги, кстати, занимают массу места! Они ж часто большого формата. У нас сейчас в детской две книжных полки забиты, а книг там ну меньше полусотни явно...

Я совершенно точно хочу абсолютно все детские книги иметь в бумажном виде. Мне кажется, что для ребенка иначе и нельзя.
А для себя.. ну я перевезла с собой в Голландию все любимые книги на бумаге, но новых на русском для себя пока не покупаю, все читаю на киндле. Хотя если уж совсем честно, то я сейчас для себя очень мало читаю, некогда:(

Date: 2014-03-29 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ultranomad.livejournal.com
Ну так "быстро и разом" все равно без фургончика не увезти, так что можно на досуге отлавливать и по "отдам даром".

Date: 2014-03-30 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
отлавливать на расстоянии-то не получится:( никто в Питере не станет ради меня эти книжки забирать у владельцев..
Так что интернет-магазины и вывоз по чемоданчику в год - наш единственный выход, я боюсь..

Date: 2014-03-29 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] jasly.livejournal.com
Лёва, когда был маленький, любил книжки только есть. Когда ему читали, он не хотел слушать, когда научился читать - не хотел читать сам (на самом деле, мне кажется, это было связано не именно с чтением, а с тем, что он вообще сначала боится сам делать что-то новое, думая, что у него не получится). Но как-то постепенно вошел во вкус, так что теперь у нас самостоятельное чтение напополам с совместным. Плюс "Гарри Поттер", конечно, стал в этом смысле настоящим прорывом.

Date: 2014-03-30 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
"Гарри Поттер" по-моему многим детям в этом смысле стал стимулом:)

мне просто очень важна эта любовь к книгам, и я собираюсь ее всячески поощрять и культивировать, потому что чтение принципиально важно будет для его двуязычия, я морально готовлюсь к тому, что научиться читать на двух языках будет сложно, поэтому если ребенок любит книги, то это уже приятный бонус:)

Date: 2014-03-29 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] jasly.livejournal.com
А, еще я хотел по традиции сказать, что детские книжки стоят ПРОСТО УЖАС КАК ДОРОГО!

Date: 2014-03-30 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
О ДА!!! Это просто ужас какой-то!!!
Но, к сожалению, это и в других странах так.. К счастью, библиотеки для детей бесплатны, так что голландские книги я и не покупаю совсем, хоть какая-то экономия:))

Date: 2014-03-29 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] varvara-o.livejournal.com
По наследству?! Да если бы... У нас с братом диаметрально противоположное отношение к чтению. Два одинаковых ребенка, в одной семье, с одним подходом к воспитанию, а на выходе вот такой результат. Ну и мой мальчик... В данный конкретный момент сидит на кухне и рыдает, что его заставили читать. Для него нет наказания ужасней.

Date: 2014-03-30 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
бедный Гоша:)) хотя мне, конечно, недоступно совершенно понять, как можно не любить читать..
но все-таки любопытно, откуда вот она эта любовь к книгам берется.. откуда-то же в 1,5 года оно вылезает, тут еще почти нет социального фактора, что-то субъективное должно быть у него

Date: 2014-03-30 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] jasly.livejournal.com
Кстати, у нас с младшей сестрой тоже вышло по-разному: я с детства очень люблю читать, а она - вообще нет.

Date: 2014-03-30 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
да у меня аналогичная история с младшим братом, который вообще не читал совершенно ничего и никогда.. но мы, правда, не показательный пример, т.к. росли в разных условиях в детстве

Date: 2014-03-31 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] visnushka.livejournal.com
А вот кстати да. Я с детства читать обожаю и лучшего досуга, чем на диване с книжкой, не было для меня на протяжении всех школьных лет. А вот старший брат, хоть и рос в тех же условиях, читать не особенно любил и любит. У него есть конечно какие-то любимые темы и авторы, но вот так чтобы постоянно читать - это не про него.
Интересно, почему так? Характер, что ли? Я вот более летающая в облаках, чем брат, может поэтому?)

Date: 2014-03-29 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] nat-nat.livejournal.com
Научных ответов не знаю (поэтому хорошо, что вопросы риторические), но собираюсь тоже начинать читать ребёнку пораньше, хоть надо мной и посмеиваются из-за этого - мол, нафиг, ведь понимать ничего не будет. А мне кажется, что и мамин голос, что-то читающий, хорошо успокаивает-убаюкивает, да и всё равно восприятие какое-то есть. В общем, вреда не будет :)) А там посмотрим, как пойдёт.
Про скупку книг хотела спросить, а нельзя с какого-то Лабиринта или Озона книги прям в Голландию заказать? Я не проверяла, но надеялась, что это возможно. Или хочется именно по любимому книжному походить, выбирая их?

Date: 2014-03-30 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
да нет, по книжному ходить необязательно, хотя Дом Книги обязательно посетим:) но просто доставка стоит почти столько же, сколько и вся партия книг. Поэтому проще закупаться раз в год и вывозить самим, тем более, что места в чемодане всегда достаточно.

а про чтение все правильно - я читала в месяца 3-4 ребенку Пушкина и его прекрасно убаюкивало:)

Date: 2014-03-29 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] water-engineer.livejournal.com
Гуне бы Данину усидчивость... Но книги она любит, тут жаловаться не на что. Расстраивает только, что смотрит исключительно детские картинки. Я купила несколько А3 альбомов с русскими художниками (тонкие, по 5 картин каждого, на пробу) - ей не интересно. Еще заказала фотокнигу, но не с фотографиями, а сделала на каждом развороте слева стихотворение, справа - картину (например, "Шаганэ ты моя, Шаганэ" и "Маха одетая"). Идёт лучше, чем картины, потому что все стихи ей знакомы заранее, но все равно через силу.

Date: 2014-03-30 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
МАша! Ты изверг!!!! Дай ребенку детские картинки и отстань! Насмотрится еще на живопись..:))
Я иногда листаю с Пухлей альбом с репродукциями живописи 20-го века, но ему пофиг и я его понимаю:)

Date: 2014-03-30 11:57 pm (UTC)
From: [identity profile] water-engineer.livejournal.com
Даша, а как ей вкус привить. Будет же потом как я: Айвазовского от Рембранта не отличит (утрирую, конечно).

Date: 2014-03-31 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
Маш, если честно (а тебе я это могу написать прямо, не увиливая, ради вежливости), я считаю, что насильно вкус не привьешь. И что можно его вообще никак не прививать, а он тем не менее разовьется.
Я никогда не любила русскую живопись, например, в Русский музей меня не загонишь. Это не помешало мне в какой момент начать любить импрессионистов и плакать от восторга на 3 этаже Эрмитажа.При том, что никто в семье со мной об искусстве не говорил и вкус не прививал.

И еще я придерживаюсь мнения, что если родитель делает что-то, что ему нравится самому, то ребенок этим тоже заинтересуется. ГРубо говоря, если ты терпеть не можешь оперу, но таскаешь в нее ребенка через силу, то по-моему пользы никакой вам обоим. Но если ты будешь ходить с ребенком в музеи, рассказывать интересное о картинах и жизни и любимых художников или устраивать из похода в музей настоящий квест с поиском тайн и разгадок, то это ж невозможно не полюбить!

Date: 2014-03-31 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] water-engineer.livejournal.com
Даша, я с тобой соглашусь, но не полностью. Вот тебе же не все равно, какие иллюстрации в детских книгах. Почему? Если все само разовьется, то можно вообще с ними не заниматься. Ну, и конечно, через силу я не делаю. Во-первых, я понимаю, что это глупо, а во-вторых, Гуня просто этого не позволит.
Вот она знает, что на моей тумбочке лежит этот "Есенин в картинах". Сегодня утром пока валялись, заставила меня почитать ей его. Не всю книгу, но стихотворений шесть осилила. Потом закрыла - и дальше прыгать.

Date: 2014-03-31 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
Я с тобой тоже соглашусь, но не полностью.
Мне вот самой, есличто, интереснее посмотреть хоршие детские иллюстрации, чем картины многих художников. Почему? не знаю. Потому что многие художники мне скучные, а многие непонятные и чересчур метафоричные. И так далее.

Заниматься с детьми, безусловно надо.
Но лично меня пугает нынешняя популярность раннего развития и прочего. Где-то в сети было хоумвидео, где мамаша показывает 10-месячному ребенку карточки домана, истерично выкрикивает слова с этих карточек и потом визжит и кричит "мой умница". А ребенок смотрит с недоумением. У меня мурашки были от этого видео.

Короче, вот смотреть вместе книжки и картинки - отлично. Но думать "о боже, мой ребенок не оценил Ботичелли, у него нет вкуса" (я утрирую, конечно) - это порочный путь. В конце концов, они еще столько раз в жизни будут не любить то, что любим мы и просто оказываться не такими, как хотелось бы нашей идеальной картинке, что надо к этому привыкать.

Date: 2014-03-30 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] visnushka.livejournal.com
Не знаю, передается ли любовь к книгам по наследству, но совершенно точно если родители читать любят и детям читают, если ребенок часто видит родителя читающим, если ребенка приучают любить и беречь книги - то он будет книголюбом.
Наши дети смотрят мультики, каждый день. Мы правда стараемся фильтровать, что они смотрят, ну и количество тоже. У нас мультики включаются когда дети устали и им хочется просто посидеть на диване или когда мне нужно что-то срочно сделать или хочется с гостями пообщаться, а дети ну никак не дают;) Старший играет на планшете, но очень редко, пару раз в месяц может, чаще не просит. Но мы и игр новых не ставим, в основном обучалки какие-то. Младшей (2,5 года) пока не даем играть. Я к тому, что наличие мультиков и гаджетов не особо влияет на любовь к книгам. Дети новым книгам радуются не меньше новых игрушек, а лечь спать без того, чтобы мама почитала книжку (вернее, две: одну сыну, одну дочке) - большая печаль и случается редко.
Я бы хотела, чтобы у нас была библиотека, в которой я бы чувствовала себя комфортно с детьми. Мы ходили пару раз, но я не могла расслабиться, все казалось, что они слишком шумят, я не могла уследить, откуда они вытаскивают книги, чтобы поставить на место... короче, старалась поскорее выбрать книги и уйти))

Date: 2014-03-31 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
Про мультики мне просто кажется, что их имеет смысл смотреть, когда ребенок уже может следить за сюжетом. А в возрасте лет до 2, по моим ощущениям, они малышей просто гипнотизируют движением и цветом. А это мне не нравится.
Обучалки на планшете у нас тоже были и я даже давала ребенку что-то делать, но потом заметила, что планшет его тоже как-то совсем гипнотизирует и прекратила.
Допускаю вполне, что с другими детьми не так. Просто это не наш случай.

А у нас тут в библиотеке детский отдел хоть и небольшой, но очень уютный. Ну и вообще детям как-то вполне разрешается там тусить и никого это не бесит:) в русскую библиотеку с таким малышом я б тоже не пошла:))

Date: 2014-03-31 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] visnushka.livejournal.com
Про мультики согласна, сейчас уже жалею, что сыну года в полтора стали включать - рановато. А младшая уже с рождения смотрит, т.к. брат же смотрит))
Вот знаешь, вроде в библиотечке, куда мы ходили, вполне уютно, есть где посидеть полистать книжки, но все это под неусыпным взором библиотекаря и мне прям было не по себе.
Я представляю, что у вас совсем иначе) Сужу по университетской библиотеке в Бельгии: мне оттуда уходить не хотелось - так там заниматься было хорошо)) А в Москве в нашем инязе даже не заглядывала в читальный зал на протяжении всех пяти лет.

Date: 2014-03-31 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
да, с младшими сложнее избежать мультиков, это факт))) но зато они многое другое за компанию получают и это хорошо!

Я в Финляндии жила в библиотеках, мне кажется) а в Питере бывала там оооочень редко.. хотя Публичка на Фонтанке мне нравилась всегда

Date: 2014-03-31 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] verblan.livejournal.com
Здравствуйте! Можно с вами познакомиться? Меня зовут Ирина. Интересы ваши мне очень близки!
У меня с сыном было так же. До года он рассматривал книги сам, а с года с небольшим я начала ему читать. Мне кажется, что это передается по наследству, но важен и тот факт, что ребенку читают, и эта любовь развивается. А сегодня сыну исполнилось 15, и читать он еще любит!

Date: 2014-04-01 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
Вы так официально начали комментарий, что я аж растерялась) в жж такое редко бывает))

здорово, что сын любит читать! люблю и уважаю людей, которые любят читать, и такого же надеюсь смогу вырастить) а читать ему я начала с самого рождения, просто читала то, что самой интересно, просто чтоб слушал голос и привыкал к виду мамы с книжкой в руках)

Date: 2014-04-01 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] verblan.livejournal.com
Ой))) Нет, я не хочу быть официальной) Я в жж новичок, веду журнал с декабря, причем он тематический, а не личный. Личный тоже хочется вести, но второй жж наверное платный надо делать...Не решила еще этот вопрос.

А по теме - мне уже показалось, что бумажные книги детям уже не читают, а читают например с айпадов... так что я искренне вашему посту обрадовалась. Причем я на него набрела аккурат после освежения своего списка книг, которые хочу купить/прочесть. Так не люблю электронные книги... так что тем же вопросом, что и вы в конце поста, задалась)
То, что вы стали читать сыну сразу после рождения - это так здорово!
Edited Date: 2014-04-01 12:27 pm (UTC)

Date: 2014-04-06 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
все мои друзья и подруги покупают своим детям бумажные книги, и в России, и в Голландии, и в Финляндии. Так что не волнуйтесь, нормальные современные родители вполне себе любят бумажные книги:)

я довольно много читаю электронных книг сейчас просто потому что в эмиграции так проще. В России еще б долго читала бумажные, я думаю. Но вот детские абсолютно точно будут у меня все бумажные еще лет 10 точно, а может и дольше.

Date: 2014-04-09 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_wish_me_luck_/
дааа!...я сажусь по-турецки, а он мне на ноги, как в кресло!. и молча сопит, а я заглядываю в книгу то справа, то слева от его макушки!..

Date: 2014-04-09 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
воот! наши люди:))

Profile

dashakasik: (Default)
dashakasik

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45678910
11 1213 14151617
181920 21222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 09:40 am
Powered by Dreamwidth Studios