dashakasik: (Default)
[personal profile] dashakasik
В одном сообществе как-то недавно обсуждали, что нужно делать живущим заграницей, чтоб не забывать родной русский язык. Комментаторы разделились на "читать" и "как можно забыть родной язык?".

Я вспомнила показательный пример.

Две русские семьи, живущие в Голландии. Русские мама и папа, уехавшие в 90-х. В обеих семьях есть ребенок, родившийся еще в России и ребенок родившийся в Голландии. В обеих семьях домашний язык - русский.

Но есть и различия.
Одна семья полностью интегрировалась в местную жизнь - родители получили новое образование в Голландии, работают в голландских компаниях и владеют своим бизнесом, в Россию никогда больше не ездили.
Вторая семья совсем не интегрировалась. Муж за 20 лет так и не выучил голландский. Жена только недавно начала работать в голландской компании. Дома постоянно работают русские телеканалы и радио. Ездят в Россию каждое лето.

Но вот удивительно - и старшие, и младшие дети в обеих семьях говорят на русском одинаково плохо и с акцентом. Писать по-русски они вообще не умеют. То есть язык окружающей среды у них полностью задавил их несчастный домашний русский.

Но ведь по идее в семье, где все время работает русский телевизор, ситуация должна быть хоть немного лучше? Это все-таки значительная такая языковая нагрузка. Ан нет.

Моя единственная разгадка  - в обеих семьях совершенно не читаю на русском. В первой семье даже нет книг на русском. Во второй книги есть, но, как я поняла, дети ими не интересуются и никогда не читают.

Так что мой ответ на вопрос "как не забыть родной язык?" только один - читать, читать, читать. Причем читать хорошую литературу.
Мы поглощаем ежедневно массу текста. Новости. Блоги. Интересные статьи. Но эти тексты как-то проходят насквозь, по-моему.
Я вот по-прежнему лучше всего запоминаю то, что прочитала на бумаге. Даже прекрасный Киндл не так эффективен. А уж прочитанное с экрана компьютера и вовсе пролетает куда-то в трубу.

И вот еще что.
Я тут недавно решила Пушкина почитать. Что-то меня торкнуло. Я его со школы не читала. Ну, может не со школы, но с университета точно. И всегда фыркала, когда слышала высказывания в духе "вот дорастешь и лет в 30 начнешь понимать Пушкина". И всегда относилась к Пушкину с легким раздражением, потому что это "наше всё" задолбало еще в детстве.

А тут открыла сначала "Медного всадника", а потом "Евгения Онегина". Читала и поражалась - до чего же потрясающий язык. До чего же богатый, яркий язык, который УДИВЛЯЕТ. Казалось бы, чем можно удивить в наше постмодернистское время? Можно. Просто хорошим русским языком удивить можно.

Так что перечитываю классику.
Сейчас добралась до Тургенева. Следующим у меня Лесков на очереди. Так, глядишь, я и Толстого, наконец, прочитаю.

Date: 2013-02-25 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] zelenyi-rassvet.livejournal.com
Пушкина я когда сыну читала рыдала какой красивый язык, в прямом смысле, слезы прям из глаз
В Толстом думаю можешь разочароваться.. Все же он для немного раннего возраста, имхо

Date: 2013-02-25 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну я Толстого просто всю жизнь принципиально игнорировала, отказывалась его читать и в школе и в универе, хотя обязана была по программе, филолог же!:))
но он меня бесил как человек всегда.
А теперь все же думаю надо...

Date: 2013-02-25 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] zelenyi-rassvet.livejournal.com
Начинай тогда с масштабного, рассказы не читай)

Date: 2013-02-25 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] a00011.livejournal.com
Даша, не в тему, а просто так
http://odarka.livejournal.com/1888002.html

Date: 2013-02-25 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
да, я видела этот пост и подивилась:)

Date: 2013-02-25 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] shtrox.livejournal.com
Как много хорошего впереди! Толстой, например.
Я серьезно, если что.
* насчет Пушкина и "задолбало", кстати, извини, если не в тему, ты читала Абрама Терца "Прогулки с Пушкиным"? Меня когда-то (боже, пятнадцать лет назад!) так дивно "отдолбало" обратно =)*
По теме - к сожалению, ничего не посоветую. Мне и на родине-то, в родной языковой среде, речевую патологию у ребенка полностью не компенсировать пока..=(
Но читать безумно важно!

Date: 2013-02-25 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
С Толстым у меня сложные отношения, но когда-нибудь я его все же осилю)
Еще бы найти моральных сил перечитать Достоевского..

У меня, Анют, пара сотен книг, которые я хочу прочитать. Еще бы время на все найти..

У вас все получится! Компенсируете, не боись!

Date: 2013-02-25 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Есть еще один способ, для интеллигентных семей, к сожалению, неприемлемый. Я как-то раз познакомилась с девочкой-подростком (шестнадцати, кажется, лет), говорившей на ЧИСТЕЙШЕМ украинском языке. Узнав, что она вообще-то родилась в Канаде, я выразила удивление.
Оказалось, что папа у девочки - большой украинский националист, а также человек физического труда, неприученный к тонкой педагогике. Поэтому за любую попытку говорить дома по-английски или вставлять английские слова, он немедленно давал по губам. Оказалось очень действенным методом. Причем сама девочка была, в общем-то, благодарна за то, что сумела сохранить язык, и презрительно отозвалась о знакомой семье, где ее ровесница еле-еле связывала слова.
Я, кстати, не уверена, что она читала-писала на украинском.

Date: 2013-02-25 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
жесткач какой... хотя круто, конечно, что девочка и выучилась и на папу не обозлилась за это.

Date: 2013-02-25 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] water-engineer.livejournal.com
Даша, ты Толстого, пожалуйста, начни с "Анны Карениной". Это не совсем про истеричку и поезд (как всё время думала я). Там несколько сюжетных линий. Очень красивый язык. И, что тебя должно привлечь, мизансцены расписаны практически сценарно.

Date: 2013-02-25 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
вот не поверишь - это единственное, что я у него хочу прочитать и начинала читать много раз, но всегда бросала. Но думаю, что в этот раз все-таки осилю.
Да и очень хочется посмотреть сразу 2 фильма по Карениной, а для этого надо бы знать первоисточник.

Date: 2013-02-27 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] water-engineer.livejournal.com
А какой первый фильм? С Вивьен Ли?

Date: 2013-02-27 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
сначала хотела посмотреть с Друбич и с Найтли, потом с Самойловой и Марсо.
а теперь еще и с Ли смотреть?? ууу... Каренинские недели в макдональдсе, блин

Date: 2013-02-25 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kitobow.livejournal.com
к нам недавно приезжали друзья из россии. мне было так трудно что-то им объяснять по-русски. я всё время сбивалась на английский. с писаниной проблем нет, а говорить - трудно.

Date: 2013-02-25 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
надо же.. я думала у вас-то точно не должно быть таких проблем..блин, может я зря так спокойна за свой русский и надо бы устроить себе побольше разговорной практики..

Date: 2013-02-26 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] nat-nat.livejournal.com
Когда я думала о переезде, то знала, что запасусь хорошей литературой и продолжу переписываться с друзьями (плюс надеялась на их и наши визиты). Без книг - никуда. И фильмов (это менее важно, но тоже очень даже способствует).
Даже с испанским. Я сейчас дохожу свой С1.1 и перед второй частью курса (у них уровень С разбит на три части) возьму паузу, чтобы почитать что-нибудь. Когда хожу на курсы, то не успеваю. И чувствую, что это меня тормозит. Нужно проглотить несколько книг, и язык освоится внутри меня и расшевелится.

Date: 2013-02-26 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
я привезла с собой довольно много книг и планирую привезти еще. люблю бумажные книги:)

на голландском я пока совсем не читаю, на английском тоже перестала пока. Мне сейчас хочется побольше русского языка, потому что я на нем мало говорю и совсем мало его слышу, так хоть читаю

Date: 2013-02-26 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] lioppa-begemoth.livejournal.com
Дарья-тян, это проблема не только за границей. Я вот общаюсь с туевой хучей даже и читающего народу... Ладно "падонге" - у них это принципиальное издевательство над речью. Но все эти "че ти предераешса че как училка яжи ни на уроки"... Топор мне. А лучше пулемет.

Date: 2013-02-26 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
я не понимаю, откуда эти люди вообще берутся..

с другой стороны - русский язык в современном виде существует пару сотен лет. Не исключено, что потом он мутирует до такого вот вида..

Date: 2013-02-26 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] lioppa-begemoth.livejournal.com
Надеюсь, что до этого дня я не доживу))) Потому что тогда я перестану понимать современников)))

Date: 2013-02-26 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] tipo-grafinya.livejournal.com
да "Евгений Онегин" - эротическая драма своего времени! какой накал страстей и сколько загибов сюжета!
тоже подумываю прочитать наконец "Анну Каренину", но не из-за голливудской экранизации (её я байкотирую сознательно), все равно Доронина - настоящая Каренина, а не тщедушная Найтли априори!
достала однобокость языка в интернете, мы наелись простотой и распущенностью, вот нам и хочется красоты слога, применимого к повествованию о вечных ценностях.

Date: 2013-02-26 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
блин, если подумать, что я хочу посмотреть аж 4 экранизации.. (с Дорониной, с Друбич, с Марсо и с Найтли).

а про Найтли - читаю тут блог русской девушки, которая снималась в массовке, довольно любопытно:)

Date: 2013-02-26 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
а не фига, не Доронина там, Самойлова!

Date: 2013-02-26 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] visnushka.livejournal.com
Согласна!
При этом, чтобы не забыть иностранный язык, чтения мало. Нужно еще писать или говорить. Ну, мне по крайней мере.

Date: 2013-02-26 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
мне тоже.
Хотя вот на финском я сейчас совсем не говорю, но много читаю и пишу. Хочется верить, что он у меня не сильно пострадает.

Date: 2013-02-26 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] visnushka.livejournal.com
Скорее всего не пострадает. Просто если придется активно говорить на языке, может понадобиться время, чтобы "включиться") У меня так с голландским и английским бывало.

Date: 2013-02-26 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну обычно у меня так такое включение уходило пару часов. А вот английский никогда еще не выключался:))

зато испанский перешел в совсем пассивную форму - только читать и понимать могу немного. Но я его и учила меньше всего.

Date: 2013-02-26 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] hate-all.livejournal.com
Есть с чтением один пример, Самуил Яковлевич Маршак, который делал прекрасные переводы с Английского, но не мог сказать ни слова. Так как язык знал только в виде текста.

Date: 2013-02-26 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
я люблю этот пример приводить, когда меня спрашивают как это я уже делаю переводы с голландского))
конечно же все должно идти в комплекте - говорить, слушать, читать и писать. Просто мне странно, что в семье говорят на языке, но не читают.

Date: 2013-02-26 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] hate-all.livejournal.com
Не читают там где в принципе не читают, как мне кажется. Если читают достаточно много, то будут читать на разных языках.

Date: 2013-02-26 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
соглашусь. Мне просто всегда непонятно, как вообще можно не читать:)

Date: 2013-02-27 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] eva-hagberg.livejournal.com
Оу, я не знала, кстати. Про Самуила Яковлевича.

Date: 2013-02-27 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
я не помню легенда это или нет. Но в любом случае я согласна, что хороший переводчик может и не говорить на языке оригинала (но понимать, конечно же), его перевод будет хорошим, если у него хороший родной язык.

Date: 2013-02-28 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] oregonia.livejournal.com
простите, что вклиниваюсь)
просто как раз сейчас читаю книгу Познера, там есть глава о его работе с Маршаком. Познер упоминает, что тот учился в Лондонском унивеситете) Вики гворит, 2 года целых, возможно, он все-таки гворил на англе.

Date: 2013-02-28 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] hate-all.livejournal.com
Ну вообще правда, 2 года провел. :)
Познер с Маршаком интересно в каком возрасте успел поработать :) Надо будет глянуть.

Date: 2013-02-28 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] oregonia.livejournal.com
Познер начал с ним работать, когда на 5 курсе учился. )

Date: 2013-02-28 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] hate-all.livejournal.com
Я думал Познер помоложе :) Да, интересное пересечение

Date: 2013-02-28 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] oregonia.livejournal.com
ага) и книга эта его интересная- Прощание с иллюзиями. Я толком не знала раньше Познера, он меня заинтересовал тем, что он говорит на нескольких языках.

Date: 2013-02-28 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ух ты! надо же.. но ведь откуда-то эта легенда про Маршака взялась? или может это было не про Маршака вовсе..

Date: 2013-02-26 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] karamnovka.livejournal.com
советую прочесть у Толстого "Смерть Ивана Ильича". великолепное произведение как с точки зрения языка, так и формы и смысла. впервые открыв для себя этот рассказ в прошлом году, я подумала: нафиг было читать тонны русской литературы, когда в одном небольшом тексте она практически вся и есть..

Date: 2013-02-26 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
хм, спасибо за рекомендацию! скачаю-почитаю!:)
(deleted comment)

Date: 2013-03-20 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
друг мой, Киндл - спасение для читающего эмигранта! Уж на что я обожаю бумажные книги, но Киндл стал мне просто незаменим. Классики накачала под завязку и потихоньку читаю.

Profile

dashakasik: (Default)
dashakasik

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45678910
11 1213 14151617
181920 21222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 10:57 am
Powered by Dreamwidth Studios