dashakasik: (Default)
[personal profile] dashakasik

В выходные был странный опыт. И не смогла сдержать полет мыслей.

В рамках экосеминаров финнов и эстонцев водили в две церкви. Даже не спрашивайте зачем. Видимо в просветительских целях.

Сначала нас привели в православный храм в Токсово, построенный несколько лет назад. В православном храме меня откровенно все бесит. Не выношу православные церкви. Помнится, несколько лет назад я писала тут о том, как ездила на экскурсию в монастырь под Екатеринбургом и как меня корежило от отвращения при входе в церковь, а кто-то писал в комментариях, что это я одержима бесами. Что ж, я по-прежнему одержима бесами, потому что при входе в православную церковь все так же испытываю массу негативных эмоций, и даже физически мне становится не по себе. Я не люблю вычурность, роскошь и избыточность православия. Не люблю. Я не вижу в русских иконах красоты и человечности. Я вообще никакой искренности тут не вижу. Забавно, что за 6 лет мое отношение к православной церкви не изменилось, хотя в целом я меняюсь очень сильно. Видимо неспроста это.

Когда выходит толстопузый батюшка и по очереди целуется и  ручкается с представителями администрации и бизнес-элиты этого городка, становится совсем не по себе. В этом месте и этих людях я не чувствую веры, что-то совсем другое тут.

В прошлом году мы гуляли с друзьями в Сестрорецке и зашли там в церковь. Помню, я пришла в ярость, увидев там терминал для пожертвований, такой как обычно ставят в магазинах для оплаты счетов. Терминал блин для пожертвований церкви. Прогресс, мать вашу.

И я по-прежнему не выношу те условия, которые ставит православная церковь.  Тот факт, что женщины обязанные надевать юбки и покрывать голову в церкви, кажется мне идиотским и нелепым. Извините, не хочу обидеть ничьих религиозных чувств. Просто мне по-прежнему кажется, что Богу все равно приду я к нему в штанах, юбке или без трусов. Лишь бы с чистым сердцем. Мне кажется, что гораздо важнее не делать зла, чем замаливать грехи. Я по крайней мере стараюсь именно так.

В общем из православной церкви я вышла злая-злая.

Зато потом мы приехали в лютеранский храм. И вот там мне хорошо. Даже не могу объяснить почему. Нас привезли в токсовскую кирху на концерт органной музыки. И это было волшебство. Маленькая женщина в белой блузке и черном жилете с идеальной осанкой рассказала нам о кирхе, ее разрушении и восстановлении, а затем поднялась к органу и заиграла.

Мне хорошо в таких церквях. Где много света и воздуха. Куда приходишь уставший, садишься на простую деревянную скамью и думаешь о своем. Ты не обязан креститься и кланяться. Ты просто говоришь с Богом так, как тебе хочется.

Я не запомнила, что она играла, но к концу первой пьесы у меня по щекам текли слезы.

Если Бог есть – то он в этом. Для меня по крайней мере.  В этой музыке, свете и покое. Не в образах, свечах и бессмысленных ритуалах, а том мире, который наступает в душе, в избавлении от своего уныния и злости.

На выходе из кирхи я положила в ящик для пожертвований пару купюр. Первый раз в этой стране я оставила в церкви деньги. Раньше никогда не хотелось.

Я не религиозный человек. Но и совсем неверующей меня назвать нельзя. Иногда я говорю, что атеистка, просто потому что не хочу никому ничего объяснять. Я читала Библию. У меня есть свое представление о Боге, которое сложено из каких-то очень многих вещей. Я иногда сталкиваюсь с настолько удивительными людьми или деятельностью, что вижу в них Бога. И в общем-то Бог и церковь для меня никогда не имели общего.

Но иногда я молюсь. Иногда я обращаюсь к Богу. Не часто. И совсем не часто именно в церквях. Это случилось со мной в одной испанской церквушке, кажется, она была католической. Это случилось со мной в греческой часовне, она явно была православной. Это несколько раз случалось со мной в простых и светлых лютеранских церквях в Финляндии. Но никогда в русских православных. Никогда.

Если я когда и захочу принять крещение, то лютеранство точно будет одной из опций. 

Date: 2011-08-02 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] conrad98.livejournal.com
Сильно...правильно...согласен....

Date: 2011-08-02 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] elenevlada.livejournal.com
Похожие очень чувства!
Орган слышала только в Финской церкви,та,которая в скале,там репетировал оркестр и это было удивительно! Мечтаю услышать его хоть еще один разок!

Date: 2011-08-02 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
вот я давно хотела побывать на концертах органной музыки, даже присматривалась к абонементу в капелле..
но я даже не ожидала, что орган живьем в церкви звучит так потрясающе..
даже боюсь представить, что со мной случится, если услышу там что-то из Баха

Date: 2011-08-02 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] aniyata.livejournal.com
Греческая же была православная- тогда почему- "никогда не испытывала в православной церкви"!?

А мне очень хорошо и спокойно в наших православных храмах, свечи, и иконы и красота, служба...

Date: 2011-08-02 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
там была не церковь, а крошечная часовня на косе на берегу моря, в ней с трудом мог поместиться и один человек, какое-то совсем не церковное место.

ну видишь, у тебя все ок с церковью, а я одержимая:)

Date: 2011-08-02 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kppunk.livejournal.com
Даша, как ты права! Я считаю себя верующим человеком, но всегда говорю, что это касается только меня. Я ни разу не был, кроме отпевания, в сознательном возрасте в православных церквях, помню только как мне лет в 8 стало плохо на службе от нагромождения всего. И так-же вспоминаю как я просто сел, в упомянутой выше церкви в скале в Финляндии и наслаждался красивейшей фортепианной музыкой. Хотя, всем сектантам, я всегда говорю, что мой взносы, только в "рпц", но чего-то они и не подходят ко мне в последнее время ))

Date: 2011-08-03 12:54 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
похоже эта церковь в скале чем-то особенно хороша:) а я ведь там так и не была ни разу!

Date: 2011-08-02 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] aniyata.livejournal.com
:)
зачем наговаривать, каждому своё.
давным давно в децтве где-то в районе "Золотого кольца России" из всех церквей мне понравилась- деревянная, очень простая, похожая на ёль.
Я ещё тогда тоже про юбки-платки возмущалась, но эта почти лес красота меня поразила спокойствием, величием, ощущением)

Date: 2011-08-03 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
я не наговариваю, я констатирую.
так получилось, что две церкви были в один день и эффект меня поразил.

Date: 2011-08-02 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] tavistok.livejournal.com
так Бог и не в церквях же
в церквях люди
с какими-то легче, проще к Богу прийти, с какими-то тяжелее
и где чувствуешь себя на месте - там и оставаться)

Date: 2011-08-03 12:53 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
да просто, Вик, меня удивляет что именно в православных так плохо

Date: 2011-08-03 04:22 am (UTC)
From: [identity profile] leta74.livejournal.com
Даш, отношение абсолютно аналогичное. И даже вроде для себя поняла почему. Не так давно, в апреле или мае кажется, в Че привозили мощи святой Матроны Московской. Согласилась сходить с мамой, очень уж она настаивала. Пришли, очередь от ворот церковной ограды и внутрь, но движется быстро. Мама бегает, судорожно покупает свечи, цветы, что-то мне про ритуалы рассказывает, о чем просить и как, а я стою и прислушиваюсь к ощущениям, и понимаю что что-то давит. Поняла, когда зашли внутрь. Даш, это просто конвейер. У тебя 2 секунды чтобы подойти, поцеловать железную банку, перекреститься и выйти через другую дверь. Все. И голос священника: "Следующий! Следующий! Следующий!". Я понимаю, что желающих много, все пришли со своими просьбами, пожеланиями, бедами, но ощущение, которое остается... бррр. Ты права, церковь и Бог не имеют ничего общего. Ничего не просила, просто сказала про себя: "Спасибо" и ушла оттуда.

Date: 2011-08-04 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
бррр.. "следующий, следующий" это вообще жесть какая-то..

в общем правильно похоже я делаю, что не хожу в церковь. не мое это

Date: 2011-08-05 04:16 am (UTC)
From: [identity profile] leta74.livejournal.com
Даш, я для себя давно отделила религию от веры. И когда тяжело, я в лес иду, или в парк. Разговор один на один с Ним получается )

Date: 2011-08-03 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] velga.livejournal.com
О, как я долго мучалась с выбором религии. Хотя меня и крестили в детстве в православии, тем не менее мне ужасно хотелось перейти в какую-нибудь другую конфессию, потому что я испытывала в православных церквях сходные с твоими чувства.
Но потом пришла к выводу, что это всё от незнания. Во-первых, все реки рано или поздно попадают в океан, поэтому, как ты говоришь, с чистым сердцем, совершенно неважно, будешь ли ты в лютеранской церкви или в православной -- результат един. Я в этом абсолютно убеждена.
Плюс, нужен правильный батюшка. Все люди разные, встречаются откровенно скверные священники, которые и слова ободряющего не скажут, даже не улыбнутся. Такие встречаются в любой религии. А есть истинные проповедники, настоящие пастыри, ободряющие, поддерживающие и объединяющие вокруг себя верующих.

Кстати, правила нужны для дисциплины. Редкие люди сильны настолько, чтобы удерживать себя от всяких соблазнов и излишеств. Привыкая следовать правилам можно воспитать свою силу воли.

Date: 2011-08-04 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну вот в том и дело, что по-моему совсем не обязательно вообще быть в церкви.
просто я не люблю, когда мне навязывают церковь, а это к сожалению случается иногда..

Date: 2011-08-03 12:55 pm (UTC)

Date: 2011-08-03 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] chilichad.livejournal.com
Когда-то ездили с классом во Львов.Гуляли по улицам, начался дождь, и мы забежали в греко-католический храм.Там как раз шла служба.Играла такая красивая органная музыка,что все притихли,стояли и слушали.Дождь,наверное, давно кончился, а мы все стояли,не уходили, а ведь малые дети ведь...С тех пор полюбила такие соборы.
А еще побывала в Грузии - у них тоже в церквях прохладно, воздушно, гранитно и нет обилия золота и бархата.Хорошо так...
Ну и да, на счет чистого сердца и добрых поступков - абсолютно согласна.

Date: 2011-08-04 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
католические храмы все-таки иногда бывают очень похожи на православные по обилию роскоши.. так что их я не всегда люблю:)

РПЦ

Date: 2011-08-04 10:26 am (UTC)
From: (Anonymous)
VELGA права.

Есть и в священнической среде разные люди. Нужен хороший батюшка, толковый, чтоб поговорить мог и объяснить и рассказать и человеком оставался при этом.
А "пузатые" они не от лени или переедания, а потому что регулярно, четырежды в год меняют диету с мяса на строгий пост, и организм у большинства реагирует так, к тому же служба у них "стоячая".
Церковь тоже социальный институт и батькам приходится ручкаться с администрациями и предпринимателями, иначе никакого общения и взаимодействия не будет.
И не надо нервничать по поводу "излишества".Это всё же внешние проявления.
Идеал русской жизни - святой, монах подвижник, аскет у которого ничего нет, кроме Веры и чистого сердца.
А иконоы, к слову сказать, пишутся не для красоты, в иконописи свои законы и главное в них - суть, содержание, образ святого или события. Вся наша религия глубоко символична, нужно только уметь видеть эти напоминания.
Може быть русское православие и не представляется для мировой истории чем-то значительным, однако несомненно, что оно явило миру удивительные по своей силе и красоте характеры и души многочисленных святых.

Re: РПЦ

Date: 2011-08-04 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
я ни разу не видела батюшку, с которым мне хотелось бы поговорить. увы.
в том и дело, что церковь социальный институт и просто из всех вариантов таких социальных институтов РПЦ мне нравится меньше всех. хотя нет, ислам пожалуй еще меньше, но просто его я тут даже не рассматриваю.

я не понимаю, как может быть идеалом аскетизм, если даже все новые церкви это обязательно золото и роскошь.

я не хочу ругаться. просто православие не моя религия, и все.

Date: 2011-08-09 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] tybik-erwen.livejournal.com
"Мне хорошо в таких церквях. Где много света и воздуха. Куда приходишь уставший, садишься на простую деревянную скамью и думаешь о своем. Ты не обязан креститься и кланяться. Ты просто говоришь с Богом так, как тебе хочется"

ВОТ! =)

У меня есть мечта одна дурацкая... прийти в такое место, устроиться на лавочке под звуки органа и... заснуть. И чтоб пылинки в столбе света.
Мне кажется, что когда я проснусь, все будет совсем по-другому.

Date: 2011-08-09 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ага.. я как-то летом была в лютеранской церкви, где были огромные витражи, а за окном лес и озеро.. это была фантастика..

Profile

dashakasik: (Default)
dashakasik

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45678910
11 1213 14151617
181920 21222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 02:25 am
Powered by Dreamwidth Studios