Feb. 25th, 2010

dashakasik: (Default)
Воскресным днем я приехала из маленького финского города в большой город. В мой самый любимый финский город. Ну вы понимаете.

Как и анонсировалось, впервые в истории я должна была поиметь небольшое путешествие со Асей, с которой мы дружим, страшно подумать, лет 15, но вместе никогда никуда не ездили. В общем-то Ася и Мо ждали меня в отеле. Точнее не ждали. Точнее я приехала в гостиницу, поднялась в номер, нашла их записку на шкафу, мол ушли в музей, сняла куртку, огляделась по сторонам и вдруг услышала в коридоре гомон. И тогда я открыла дверь и мы все втроем тут же начали обниматься. После такого прекрасного начала все просто обязано было быть хорошо. И так и было.

Хельсинки. История 1. Отель.

Отель мы выбрали случайно. Не ошиблись.


Ну вы знаете, что я очень впечатлительная, так что делайте скидку. Но все же.

Старое здание в югендстиле. Все в арочку, такими большими каменными кружевами. Со сводами. А я от сводов сама не своя. С башней и винтовой лестницей. С огромными резными набалдашниками на перилах. Поднимаешься по лестнице, а там вдруг в стене ниша и скамейки с подушками. Садишься в нишу и сидишь. Просто так.

А потом на втором этаже - на тебе! Огромный камин и два кожаных кресла. И оранжевая подушка. И два пледа заботливо положены на всякий случай. А самое главное - огромная-преогромная деревянная дверь с кованными полосами. С тяжелой квадратной ручкой. А за дверью незнамо что и заходить нельзя. Но если исхитриться и поглядеть в щель - там оказывается огромный зал с высокими окнами, а в середине него над какой-то мебелью склонился мужчина в рабочей одежде и с лобзиком. Мужчина, надо сказать, мускулистый и с татуировками. Мы с Асей на него глазели-глазели, пока не засмущались.

Если же еще вверх по лестнице подняться, то там как назло все закрыто. Но можно прижаться носом к черным стеклянным дверкам и увидеть, что там в самом верху башни еще какие-то комнаты совещательно-кофейные и маленькая лесенка в самый-самый верх.

И самое замечательное в этом отеле. Ох, самое замечательное там такое, что аж рассказывать жадничаю. Нет, вовсе не туалет на первом этаже, хотя Ася и сказала, что он так прекрасен, что в нем можно жить, и он и правда так прекрасен. Но все-таки есть кое-что получше него.

Библиотека. Слева от холла небольшая комната в темных тонах. В ней диван со множеством бежевых и полосатых подушек прямо у сводчатого окна. Тройной столик, то есть натурально три маленьких квадратных столика, которые идеально влазят один под другой и похожи на слоников. Кожаные глубокие кресла с высокими пухлыми спинками. Камин в углу с парой литых и узорчатых задвижек. Ну и выбивающиеся немножко из всего этого кресло с массажными роликами и стол с компьютером. И конечно же журналы и книги. В шкафах совсем немного книг, но совершенно замечательные, начала 20-го века, собрания сочинений какой-нибудь, скажем, Сельмы Лагерлеф на шведском языке. Совершенно ничего непонятно, но так приятно взять в руки и листать аккуратно, притаившись под тусклым торшером в кожаном кресле.

В библиотеке Ася в первый вечер без меня читала книги. В библиотеке я на второй вечер сидела совершенно одна поздно ночью и листала газеты и писала немножко в маленьком своем нетбуке. Место, откуда не хотелось уходить. Волшебное.

Именно там произойдет большая часть истории, которая пойдет под номером 7.
dashakasik: (Default)
Хельсинки. История 2. Музеи.

По странному стечению обстоятельств (или, откровенно говоря, по моей безалаберности, лени и прочим неприятным качествам) я совершенно игнорировала культурную жизнь Хельсинки на протяжении полугода, которые там когда-то жила и на протяжении остальных лет, что я туда езжу. Оправданием мне служит только то, что жила я там в 18 лет и была занята исключительно итальянскими студентами, финскими ухажерами, ночными клубами, взрослой жизнью и немножко университетом, какая уж тут культура!

Так вот я наверстываю. Обычно наверстываю медленно, но тут Асиными усилиями скакнула семимильными шагами. За два дня побывали в двух музеях. Ася с Моникой правда без меня успели за два дня побывать в 4 или 5. Да, мне должно быть стыдно, что Моника в 3,5 года была в большем количестве финских музеев, чем я. Но мне не стыдно.

Национальный музей оказался довольно предсказуем, но при этом неплох. Рассматривали с Асей старую мебель и финские интерьеры и рассуждали о том, что каким-то волшебным образом северная сдержанность была присуща им еще двести лет назад. Вот вроде стоит на музейной витрине мебель вполне себе европейская, мало чем отличающаяся от мебели в русских музеях, как никак периоды и поставщики примерно одинаковые. Ан нет - в наших музеях повсюду тебе напыщенность, избыточность. Сдержанности всегда не хватало в России. Всегда и во всем.

А затем мы были в Музее Почты, вот он-то меня совсем покорил. Там все такое интерактивное, аж жуть! Хочешь фильмы смотри или рассказы слушай, хочешь разглядывай марки и открытки, хочешь отвечай на вопросы викторины на компьютере. Я поучаствовала во всем, в чем могла - нарисовала и распечатала своб собственную марку, перечитала уйму открыток, ответила на пару викторин и, наконец, покаталась на велосипеде (виртуальный велосипед почтальон едет на экране, а ты при этом крутишь педали и руль у вполне реального). До конца посмотрела только один ролик - про историю открыток. Но посмотрела с толком: узнала про postcrossing, сайт на котором тебе дают адреса людей и ты шлешь им открытки по всему миру, а они потом шлют тебе. Как вы можете догадаться, я сегодня же зарегистрировалась и планирую отправлять открытки незнакомцам в ближайшее время. В общем, ужасно интересный музей, мы там отлично провели время по-моему.

Ну и о глобальном.
Собственно говоря, мы много выясняли причины, по которым нам обеим нравится Финляндия, ведь отношения у нас с этой страной совсем разные, у меня более тесные и проникающее на первый взгляд, но любовь к стране при этом у нас совершенно одинаковая. И мы поняли почему.

Дело в том, что в Финляндии можно быть самой собой. Ася говорит, что это очень странно, что для того чтоб стать самой собой нужно уехать в другую страну. Но это правда. Это то самое финское равнодушие от слова "равенство", о котором я когда-то писала и которого так не хватает на родине.
И еще вот что меня поражает. В России очень любят на экранах, в газетах и банально на кухнях говорить о какой-то мифической русской духовности, о менталитете, об интеллигенции и интеллектуальности. Но вот скажите мне - культура начинается с богатой литературы или с чистого общественного туалета? Я понимаю, что сравнение некорректное. Но все же меня всегда поражало то, что финны, которые кажутся в целом довольно простыми, не очень образованными, не очень возвышенными, не очень интеллигентными, не "духовно богатыми" умудрились создать такую уютную, трогательную, приятную, располагающую атмосферу и быт. У них спокойно и хорошо. У них не хочется прятаться от людей. Меня восхищает их умение безумно одеваться и свобода выражать себя. Меня радует их дружелюбие и способность легко вступить во взаимодействие. Да, я всегда жаловалась, что финны не умеют дружить. Но зато они умеют улыбнуться тебе на улице или заговорить с совершенно незнакомым человеком в магазине, причем заговорить так, что тебя это не взбесит.
Как им все это удается? И почему все это не удается нам?

Так вот за все это Финляндию мы и полюбили. И за свою свободу в ней.

И потому-то я страшно ревную Финляндию к другим русским, ко всем этим шопперам и шумным туристам, которые заполоняют улицы Хельсинки по выходным. Мне хочется не пускать их через финскую границу. Мне все время кажется, что они не понимают, в какое волшебное место понаехали и топчут своим сапожищами.
Для меня Финляндия еще долго будет местом, куда всегда можно вырваться за глотком моей личной свободы и искренности.

Profile

dashakasik: (Default)
dashakasik

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45678910
11 1213 14151617
181920 21222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 02:33 am
Powered by Dreamwidth Studios