(no subject)
Apr. 9th, 2007 12:19 amДочитала в пятницу книгу «Призраки» Чака Паланика.
Как всегда омерзительно. Как всегда гениально.
Мне нравится то, о чем он пишет. И то, как он об этом пишет.
Мне нравится нарочитая простота слога.
Правда возможно тут как с Воннегутом, о котором Довлатов сказал «Романы Курта сильно проигрывают в оригинале». Потому что на русском воннегутовская простота слога кажется литературным приемом, а в оригнале оказывается это просто обычный разговорный английский, просто потому что он по структуре такой, легкий.
Может и у Паланика в оригинале слог такой же, к сожалению не довелось читать его ин инглиш. Но почему-то кажется, что все же он специально делает язык таким. Короткие, простые фразы о низменном и глубоком цепляют сильней сложных.
Предыдущий прочитанный мной роман «Дневник» был о творчестве. За подробными малоприятными описаниями таилась мысль о том, что искусство должно быть выстрадано жуткой болью. И выразил он это в жутковатой, как обычно, истории, так что эта боль со страниц лилась вместе с кровью героев.
«Призраки» - тоже на первый взгляд о творчестве. О литературе в первую очередь.
Паланик взял классический прием, написав почти «Декамерон» о грехах и преступлениях. Связал между собой с десяток преотвратительных историй. Одна из первых, кстати, прогремевший пару лет назал в сети тошнотворный рассказ «Кишки». Остальные истории не намного приятней. И вплел их в полотно о злодее и гениях.
Многие сцены невозможно читать без тошноты. Подробное описание гниения человеческого тела меня на несколько часов выбило из колеи. Как-то резко захотелось быть после смерти кремированной.
Да и все, что герои с собой и друг другом проделывали, начиная с поедания задницы одной из героинь и заканчивая отрезанием члена одного из героев, заставляет содрогаться от ужаса.
За детализированными описаниями физиологических жуткостей можно не заметить сути.
До самой последней страницы я думала, что это роман о тщеславии. Об этом забавном смертном грехе. И мысленно спорила с Палаником, предвкушая вывод о том, как низок и мерзок в этом грехе человек. И только прочитав последнюю строчку поняла, что мы с автором думаем одинаково. И роман он написал о любви.
Ведь тщеславие, толкающее людей на совершенно ужасные поступки, скрывает за собой удивительную вещь – неистовое желание быть любимым.