dashakasik: (Default)
[personal profile] dashakasik
Мы таки подсели на эту вашу «Игру престолов»: второй и третий сезон намного интереснее первого, наряду с предсказуемым сюжетные поворотами таки появились неожиданными и просто я привыкла к героям и стала за них переживать.

Но вот я смотрю и смотрю и все еще продолжаю отворачиваться от кровавых сцен и все время думаю о том, что как же мало стоила и значила человеческая жизнь несколько сотен лет назад. Смотрю и думаю, как же легко люди убивали друг друга. Это ж надо! Это ж невозможно представить просто!

А потом меня вдруг накрыло очень простой и страшной мыслью.

Мне очень повезло, что я родилась и выросла в нормальной среде, в мире розовых единорогов и интеллигентных людей. Я никогда не сталкивалась с насильственной смертью. Я не знаю никого, кого б убили. Я не знаю никого, кто б убивал.

Но то, что в моем счастливом мире насильственной смерти нет, не означает, что это везде так.
Загляни  в новости  - в мире десятки, сотни мест, где люди прямо сейчас убивают друг друга. И дело не только в войнах и конфликтах. Дело еще в том, что где-то есть люди, для которых человеческая жизнь значит примерно так же мало, как она значила пятьсот лет назад для мужиков с мечами и кинжалами. Для кого-то оказывается совершенно нормально схватить нож и воткнуть его в другого человека, когда он с тобой не согласен. Для кого-то оказывается совершенно нормально забрать чужую жизнь, чтобы решить свои проблемы.

Ничего не изменилось за сотни лет. Я смотрю телесериал и думаю о том, какими цивилизованными мы стали и как бесценна человеческая жизнь. Но стоит мне задуматься, как я понимаю, что это в общем-то немножко иллюзия.

Интересно, вот если б можно было провести эксперимент, в котором люди бы выросли в среде, где понятие убийства и насильственной смерти неизвестно вообще, где с самого детства ребенок не читает книг, в которых убивают, не видит фильмов, не слышит новостей. Если б можно было изолировать людей таким образом, то додумались бы они в какой-то момент до того, что можно убивать друг друга?
 

Date: 2014-08-08 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] aamonster.livejournal.com
Разумеется, додумались бы.
Нет знания о насилии - нет и предубеждения против него ("не хочу творить насилие, т.к. знаю, к чему это приведёт"). Классический пример про голубей описан у Конрада Лоренца, гуглить по фразе "Как-то я задумал скрестить африканскую кольчатую горлицу с несколько более мелкой и хрупкой обыкновенной горлицей". Там же, насколько я помню, сравнение с хищниками - у которых соответствующий предохранитель есть.

Date: 2014-08-08 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ultranomad.livejournal.com
Мне кажется, почти единственный способ убрать насильственную смерть с горизонта понятий - это систематически культивировать принцип ахимсы, т.е. воздерживаться от насилия по отношению ко всему живому, причем жизнь можно при этом понимать не только в обычном биологическом смысле, но и в смысле Шредингера и Пригожина - как противоположность хаосу, или локальный минимум энтропии. Конечно, совсем без единого исключения этот принцип не могут применять даже самые благочестивые джайны, но, скажем, вариант "из возможных вариантов действия выбирай тот, где насилие и разрушение минимально" уже вполне работоспособен.

Date: 2014-08-08 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] tipo-grafinya.livejournal.com
думаю, чисто из любопытства начали бы проверять и додумались.

Date: 2014-08-08 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mosomedve.livejournal.com
у Саймака же был роман на эту тему. "Город", кажется

Date: 2014-08-08 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] andreylv.livejournal.com
Хехехе :-) (это я про сериал)

А про человеческую жизнь - многие до сих пор так и живут. Да и то сказать, если ты можешь в любой момент помереть от заражения крови, голода, холода, нападения хищника и т.п. - наверное, это естественно, что цена человеческой жизни невелика.

Date: 2014-08-08 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] water-engineer.livejournal.com
У меня три комментария.
1. Додумались бы, как свидетельствует Библия, понадобилось всего одно поколение.
2. Я один раз, лет в 16, по непонятной мне причине разговорилась на улице с парнем, который воевал в Чечне. Я была с подружкой, и обычно я стесняюсь плакать не одна. Но тут эмоции так зашкалили, что я рыдала минут 20 у нее на плече уже после того, как он ушел. А он ведь про Чечню не рассказывал, но как-то было понятно, что стрелял в людей. И меня от этого накрыло.
3. У меня есть сюжет для фильма, обратный твоему сценарию про изоляцию от жестокости. Снимать я такое никогда-никогда не буду. Но вот представь: живет девочка, у нее дядя или сосед - маньяк. Никто, кроме нее не знает. А она с самого раннего детства с ним возится. В его подвале, где он кровищу разводит. И для нее - это не патология, а норма. Вот просто она не знает, что так неправильно поступать. Здесь меня трясет, и сюжет дальше не продумывается )))

Date: 2014-08-08 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] tatka-prim.livejournal.com
Сначала хотела написать, что люди ужасны и жестокость у нас врожденная, и что это рано или поздно выберется наружу, особенно как в Повелителе мух, но потом подумала, а что это я. Гуманизма идеи вполне себе живут и здравствуют, люди, большинство по крайней мере, в курсе того, что убивать и причинять вред другим людям плохо, а это уже большой прогресс.
И вообще цель жизни любого нормального человека - приносить пользу обществу. Это ли не революция в сознании?
Да, люди продолжают убивать, но уже не в таких масштабах, раз, и два, безнаказанно это уже очень сложно делать. То есть либо уголовная кара, либо совесть и карма настигнут в любом случае.
И да, я категорически против экспериментов по изоляции от чего бы то ни было) Ни к чему хорошему это не приводит. Миру иногда нужна жестокость, чтобы было место добру и милосердию. Наверно, одно без другого никак не может существовать.

Date: 2014-08-08 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] eva-hagberg.livejournal.com
Of course they would.Hiding of information about violence doesn't help.Contemplation of it does.

Date: 2014-08-08 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] liedel.livejournal.com
по последнему абзацу вспомнился "Таинственный лес" Шьямалана

Date: 2014-08-08 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] izjashnaja.livejournal.com
Сто лет назад читала про племя, которое не знало насилия, не воевало. Но подробностей не помню.

Date: 2014-08-08 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
любопытно! я как раз ради таких ответов и писала пост, надеялась собрать инфы

Date: 2014-08-08 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
А если б было знание о насилии, были б возможны драки, но при этом отсутствовало б каким-то образом понятие отнимания жизни у себе подобных. Я сейчас о чисто гипотететических искусственных ситуациях. Если б была высокая мораль, понятие добра и зла. Но вот именно о том, что люди могут убивать друг друга просто не было б никакой информации.
Да-да, я понимаю, что наверное все же додумались бы. Просто так не хочется в это верить...

Date: 2014-08-08 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
о, спасибо! Поищу и почитаю, интересно

Date: 2014-08-08 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
вот меня поразило осознание, что многие до сих пор так живут. Я как-то не привыкла об этом думать

Date: 2014-08-08 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
вот очень хочется верить, что как раз любопытство было б последней мотивацией, потому что убивать из любопытства это из области психиатрии по-моему

Date: 2014-08-08 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
принцип "из возможных вариантов действия выбирай тот, где насилие и разрушение минимально" совершенно прекрасен. Вот этому прям в школе учить надо по-моему...

Date: 2014-08-08 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
1. нда, пример показательный.
2. у меня есть друг, немолодой уже человек, который воевал в Афганистане, десантник. Я просто не спрашиваю ничего и никогда на эту тему. Страшно.
3. Блин. Сюжет крут. Зачем ты мне это рассказала?? я теперь же все время думать про это буду!

Date: 2014-08-08 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
про "Повелителя мух" я вспомнила в первую очередь.

"цель жизни любого нормального человека - приносить пользу обществу. " - ох... как замечательно и наивно это звучит! Только мне кажется, что далеко не любого, увы..

разумеется я против любых экспериментов по изоляции. Мне хватило чтения про несколько классических случае в психологии, когда дети были изолированы психами-родителями.

Date: 2014-08-08 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
я не столько про укрытие информации
представим, ну не знаю, "Голубую лагуну" или типа того. Предположим, что люди выросли просто без источников информации о том, что друг друга можно убивать. Про животных знали бы, про охоту и пр. Про смерть людей тоже б знали конечно. Но именно про убийство не знали б почему-то.

Contemplation of it doesn't seem to help those thousands of people who kill other people..

Date: 2014-08-08 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
по-моему я не смотрела, побоялась. Хотя Шьямалана вообще уважаю и люблю.

Date: 2014-08-08 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] tatka-prim.livejournal.com
да, тоже про него подумала)

Date: 2014-08-08 10:58 pm (UTC)
From: [identity profile] mosomedve.livejournal.com
3. это же Арья

Date: 2014-08-08 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
хаха, и правда) Но Машин вариант сюжета все же про настоящее и про нашу бытовую реальность.

Date: 2014-08-09 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] enjoy-your-life.livejournal.com
Но ведь изначально книг-то не было, а человек человека все равно начал убивать.

Date: 2014-08-10 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
да, но мне, если честно, хочется верить, что на это ушли поколения, что этому не научились сразу

Profile

dashakasik: (Default)
dashakasik

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45678910
11 1213 14151617
181920 21222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 04:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios