dashakasik: (Default)
[personal profile] dashakasik
Мой замечательный френд [livejournal.com profile] ayac (к слову это мой первый жж-френд и все эти годы им остается, несмотря на) опубликовал вопросы журналиста Валерия Панюшкина, которые тот задает сферическому атеисту на сайте "Православие и мир". Андрей [livejournal.com profile] ayac, будучи намного старше и уменее меня, дал на эти вопросы абсолютно исчерпывающие ответы, под которыми я, в общем-то, готова подписаться, но я не смогла удержаться и решила попробовать самостоятельно на них ответить. Список вопросов можете прочитать вот тут -http://www.pravmir.ru/valerij-panyushkin-pyatnadcat-voprosov-ateistam/

Для начала определю основное.
Когда меня спрашивают в лоб о моей религиозной принадлежности, я отвечаю на автомате, что я атеистка, чтобы не докапывались. Но если вдуматься, то это не совсем правда. Воинствующие верующие наверное знают какое-то злобное определение таким как я.
Я не причисляю себя ни к какой конфессии. Я не считаю нужным ходить в церковь. Я не считаю нужным соблюдать никакие ритуалы.
Но я верю в некую силу, которая есть во вселенной, в душу мира, если хотите.
И у меня есть свои собственные заповеди, которые часто перекликаются с религиозными, потому что, разумеется, в религиозных заповедях есть здравый смысл. Просто я не вижу лично для себя смысла быть религиозной, когда можно быть хорошим человеком просто так. Ну то есть только не говорите мне, что верующие не убивают и не крадут только потому, что им сказано "не убий" и "не укради". Во-первых, убивают и крадут все-таки. Во-вторых, это все-таки должно быть где-то внутри - для того, чтобы чувствовать всей своей сутью ценность человеческой жизни и всем своим мозгом уважать чужую собственность совершенно не обязательно быть верующим. Если я способна быть хорошим человеком сама, без влияния религии, без принадлежности к церкви, я что стану от этого хуже? Ну вы поняли.

Я совершенно точно ближе всего к христианству, просто потому что я воспитана в христианском мире и это не может на меня не влиять. Но из всех конфессий мне симпатичнее всего, пожалуй, лютеранство. Православие и католицизм мне однозначно неприятны, как исторически, так и просто по внутренним ощущениям. В православных храмах мне просто не нравится, в католических мне нравится только с культурной точки зрения. А вот в лютеранских мне нормально.

Ну и под катом 15 вопросов атеисту и мои ответы.

1. Что вы делаете, когда вам страшно? Ну, самолет падает в воздушную яму, артиллерийский обстрел начинается, эпидемия холеры…

Думаю. О том, не стыдно ли мне было б в эту секунду умереть и не осталось несказанных слов и неоконченных дел. Обычно прихожу к выводу, что не стыдно. И это меня всегда радует, потому что по-моему если ты чувствуешь, что случись тебе умереть прямо сейчас, ты не оставишь за собой обиженных, преданных, непрощенных, то значит ты не зря живешь. Я по той же причине люблю повторять любимым людям, что я их люблю. Чтоб если что - они всегда будут про этом знать.
В самолетах, когда совсем страшно, бывает молюсь, да. Судьбе, провидению, мирозданию. В общем той самой душе мира, в которую я верю. А не какому-то конкретному богу, которому положено молиться определенными словами.

2. Вы не хотите бессмертия? Или хотите, но надеетесь достичь прагматическими методами, такими, например, как новые медицинские технологии? Или хотите, но знаете, что недостижимо, так нечего и время тратить?

Нет. Не хочу. Никогда не понимала, зачем нужно бессмертие. Одну-то жизнь сложно прожить достойно...
Я верю, что бессмертие в наших детях. И в наших поступках. И в том, что мы сделали за всю жизнь.
Мне категорически не нравится посыл "не грешите и тогда ваша душа будет жить вечно". Как будто бессмертие можно купить?? Нет уж. Просто "не грешите и не совершайте зла", без оглядки на то, перепадет за это что-нибудь или нет.

3. Вы хотите уверовать и не можете? Или можете, но не хотите? Или не можете и не хотите?

Я не понимаю зачем. Вера в справедливость и, если хотите, праведность у меня есть и так. Что значит уверовать? Во что? В вечную жизнь? В боженьку, который всех простит? Я не вижу смысла в таком уверовании. Это какой-то самообман.

4. Есть ли какая-нибудь книга, с которой вы сверяете свои реакции и поступки. Ну, у меня Евангелие. А у вас что? «Властелин колец», «Крошка Доррит», «Война и мир»? «Капитал»?

Мне всегда было страшно интересно, как много верующих действительно читали Библию или хотя бы части ее?.. Вот по-честному, всерьез. Читали и понимают? Боюсь, что немногие.
Меня вот вопросы веры и религии впервые стали интересовать лет в 13. Я нашла дома Библию и стала ее читать. На тот момент мне были уже хорошо знакомы многие библейские сюжеты и концепт христианства в целом. Но мне стало любопытно почитать первоисточник.
Так вот я не осилила. Прочитала я только некоторые части Старого Завета и некоторые Нового. Примерно в тот же период жизни я осилила почти всю "Розу Мира" Даниила Андреева и в каком-то объеме осилила "О свободе воли" Шопенгауэра, так что не надо говорить, что я не умела читать серьезную литературу. Умела. Но вот Библию не осилила.

Отвечая на вопрос - какое счастье, что в мире много книг и любых других источников информации и жизненного опыта, с которым можно сверяться свои реакции и поступки. Мир огромен и разнообразен. По-моему нет никакой необходимости и смысла сверяться только с чем-то одним. Иногда я - о, ужас! - сверяюсь с мультфильмами, а иногда с мнениями дорогих мне людей. В общем и целом я сверяюсь с совокупностью всего прочитанного и увиденного за жизнь, со своим обобщенным жизненным опытом.
Так что опять же - не понимаю, в чем смысл сверяться с чем-то одним? Зачем себя ограничивать?

5. Существуют ли священники, которых вы считаете достойнейшими людьми? Патриарх Тихон? Митрополит Антоний Сурожский? Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)? Отец Александр Мень? Или никого?

Вероятно существуют. Как существует огромное множество достойнейших людей, о которых я так же не имею понятия. Существуют ли патологанатомы, которых можно считать достойнейшими людьми? Юристы? Аквалангисты? Парикмахеры? Бесконечный список.
В мире в принципе было и есть огромное количество достойных людей. Просто я их не знаю. И никогда не узнаю. Так же, как не знала и не узнаю никого из перечисленных священников. Если я когда-нибудь встречу лично священника, которого узнаю настолько, чтобы составить мнение о его достойности, я это непременно сделаю. А пока же продолжаю не понимать, в чем смысл выискивать достойных среди далекой и незнакомой мне категории людей.

6. Существование Бога вы не признаете, хорошо. А признаете ли вы существование других нематериальных явлений, которые нельзя увидеть, потрогать, поковыряться отверткой? Явления, у которых есть название, символ, история, смысл, но которых никто не видел, существуют? Например, интеграл. Что еще?

Разумеется! В мире столько всего непонятного и такого, что я неспособна осознать. Я вот электричества не понимаю, у меня вообще большие проблемы с физикой. Да и не только с ней. Я вообще иногда задаюсь вопросом (это все от невежества) так ли сильно наука отличается от веры. Ну то есть вот есть таблица химических элементов, некая система. А что если это все неправда? Ну то есть что если на самом деле все устроено по совсем иным принципам?? Получается люди договорились принимать за основу какие-то вещи и выстроили на них целый мир. Но вдруг однажды обнаружится, что они понимали все совсем не так?? (говорю же, невежество).

Вообще, вопрос мне не понятен. В чем подвох? Типа если гравитация нематериальна, но она есть, то и Бог есть, хоть и нематериален? Как-то топорно.
Я не думаю, что Бога нет. Я думаю, что его нет в том виде, в котором представляется людям.

7. Как вы ухитряетесь воспринимать произведения искусства, сюжеты которых основаны на евангельских историях? «Благовещение» Леонардо. «Святое семейство» Микеланджело. «Рождественскую звезду» Пастернака. «Сретенье» Бродского.

Вот это ужасно смешной вопрос! Ну правда!
А как люди ухитряются воспринимать произведения искусства, основанные на античных мифах? Как это вообще связано с верой???
Евангельские сюжеты мне, как человеку выросшему в культуре с упором на христианскую тематику, хорошо известны.
Да и в общем-то для того, чтобы воспринимать и чувствовать вовсе не обязательно знать контекст (желательно, но не обязательно), иногда достаточно просто сердце иметь.

8. Как вы представляете себе себя по ту сторону смерти? Превратитесь в гумус? Но это случится с вашим телом. А куда денется ваше сознание? В соответствии с законом Ломоносова — Лавуазье не может же оно просто исчезнуть?

Никак. Что за озабоченность такая про ту сторону смерти?
Меня гораздо больше волнует как прожить достойно по эту сторону смерти.
Не, я понимаю, умирать очень грустно и жалко и совсем не хочется. Но я предпочитаю научиться жить с осознанием собственной смертности, а не цепляться за мысль о бессмертии души.
Когда я умру, меня сожгут и, вероятно, похоронят. Всё. О чем еще волноваться? Надо думать о том, что сейчас. Конечно ужасно любопытно буду ли я витать над землей и разглядывать знакомые лица внизу или же отправлюсь в полет между звезд или попаду в мир с единорогами и радугами. Любопытно, да. Но не более. Я не хочу об этом волноваться.

9. Способны ли вы к парадоксальному мышлению? Укладывается ли у вас в голове, что электрон — это одновременно и частица, и волна?

Смотрим пункт про то, что у меня большие проблемы с физикой.
Не знаю. Я в принципе не понимаю, что такое электрон. Опять же объясните мне кто-нибудь как все это связано с верой, религией и необходимостью надевать долбанный платок на голову в церкви???

10. Если завтра в мире исчезнут вдруг все религии и все их проявления, вы потеряете что-нибудь?

Будет очень жаль культурного контекста, да.

11. Полагаете ли вы, что зло существует само по себе? Или оно только ошибка в добре?

Вот тут я тоже очень смеялась. Ага. Концентрированное зло. Саурон. Дарт Вейдер. Дьявол с рожками.
Зло и добро - это наше собственное понимание и оценка. Ничто не бывает однозначным, если начать разбираться.
Ты просто строишь себе какую-то систему координат и живешь в ней.

12. Как вы заставляете себя делать что-нибудь, что нужно делать, но очень тяжело? Ну, например, ходить в хоспис, ухаживать за безумным стариком.

Эээ... Вот тут мне стало любопытно снова. А что, верующие люди себя заставляют как-то особенно? Типа "потерпи, повыноси горшки, а потом тебе воздастся царствием небесным???" Если так, то это мерзко. Если "будь милосерден", то этим же может руководствоваться и неверующий человек.
Я не хожу в хоспис и я пока что ни за кем безумным не ухаживала. Но есть масса вещей, которые делать тяжело.
Быть терпеливой. Прощать тех, кто причинил боль. Сочувствовать. Смотреть на вещи с чужой точки зрения.
Как я это делаю? Ищу причины это сделать. Иногда потому что надо. Иногда потому что так станет лучше мне. Иногда потому что они этого заслуживают.
Всегда ищу причины.

13. Что вы делаете, если совершили дурной поступок, и угрызения совести не отпускают вас?

Для начала стараюсь не совершать дурных поступков, как мне кажется.
Искренне пытаюсь вспомнить, когда я делала намеренно или осознанно что-то плохое. Не могу.
Но при этом есть поступки в прошлом, за которые совесть все еще грызет.
В этом случае продолжаю мучиться этими самыми угрызениями. Анализирую поступки. Пытаюсь понять, почему я так поступила. Пытаюсь понять, как сделать так, чтоб больше не повторилось.

В этом смысле меня всегда бесило в любых религиях, что можно типа покаяться и все будет пучком. Что значит покаяться??? Сказать "ойойой, как мне стыдно???" Ну и какова цена этому раскаянию?
Я убеждена, что осознание действительно дурных поступков занимает требует очень большой работы над собой и очень много времени.

14. Как вы боретесь с тщеславием, если не можете любое свое свершение заведомо считать жалкой ерундой по сравнению со свершениями Бога?

Вот уж в этом вопросе тщеславия-то немеряно. А правильно, чо замахиваться на великих смертных, когда можно сразу сравнивать себя с Богом?
Честное слово, в мире есть и в истории было столько фантастических людей, на которых стоит равняться и до которых никогда не дотянуться, что о Боге в этом контексте мне даже в голову не приходило думать.

15. Верите ли вы в какие-нибудь чудеса? И что такое, по-вашему, чудо?

Верю.
Жизнь человеческая это чудо.
Любовь это чудо.
Дети это чудо.
Самые простые и очевидные вещи - это чудо.
Мне, кстати, очень повезло и в моей жизни чудеса встречались и я очень счастлива.

Вообще, у меня в процессе отвечания появлялось много вопросов к автору.
И читать его вопросы было забавно. Есть в них какое-то снисхождение, какая-то неприятная улыбочка, мол как же вы бедненькие без веры-то???
Ой, с трудом. Бедные мы несчастные.

Но если серьезно. У меня есть верующие друзья. Сильно верующих, воцерквленных и все такое по-моему нет. Или я об этом не знаю. Если я об этом не знаю - то спасибо им за это большое. Потому что это в общем-то из разряда как раз того, что не надо никому навязывать.
Я со своей версией атеизма или своей версией веры ни к кому не лезу и ожидаю, что и ко мне никто не будет лезть с противоположным.
Да, и пожалуйста, давайте без холиваров в комментариях.

Date: 2012-10-09 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] madam-polasuher.livejournal.com
Да, тональность вопросов какая-то гадкая. "как вы ухитряетесь воспринимать произведения искусства?"
Омг. Да так же, как и верующие - по-разному. Кто-то в курсе контекста, кто-то нет.

Date: 2012-10-09 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] annything.livejournal.com
Мне начало статьи понравилось :)))
А вопросы и впрямь так себе.

Date: 2012-10-09 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
начало забавное, да, а потом как-то неумно дальше..

Date: 2012-10-09 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ага, меня тоже тон покоробил. ведь можно было то же самое спросить другими совсем словами..

Date: 2012-10-09 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] basil-n.livejournal.com
Агностик ты, а не атеист. ;) Как многие

Date: 2012-10-09 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
точно! забыла вообще этот термин:)

Date: 2012-10-09 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] mayacat.livejournal.com
Очень смешные вопросы :)
Ближе к концу у меня создалось ощущение, что автор живет в каком-то информационном вакууме, и причем давно так живет уже. Не, ну неужели он серьезно спрашивает про бобро и зло, и про тщеславие, и про угрызения, и про заставить себя? Это ж детский сад какой-то ) Мне в этом смысле подумалось, что он такими вопросами и тоном, в котором они написаны, очень компрометирует религию, к которой принадлежит, делая ее совсем уж недальновидной. Хотя вроде есть там более мудрые представители.
А ответы твоего френда и твои собственные очень близки к тем, которые я подумала,когда читала вопросы )

Date: 2012-10-09 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
не, вопросы про добро и зло я как-то могу еще понять, но вот тон явно не выставляет автора с лучше стороны. как-то даже грустно стало за него.

впрочем, я только что прочитала статью 1953 года, где подобные же вопросы задаются философу-агностику, там они звучат гораздо умнее.
может автор этой статьи просто так тонко пошутил, а мы не поняли? не знаю..

Date: 2012-10-10 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] vydra-lohudra.livejournal.com
Бог не в церкви, не в крестах и иконах - в сердце. Тогда не важно во что ты веришь и в какую церковь ходишь, и ходишь ли вообще.
И для того чтобы быть праведником не нужна причина.

Date: 2012-10-10 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] eva-hagberg.livejournal.com
Ты не атеистка, ты -- агностик.

Date: 2012-10-10 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] mayacat.livejournal.com
Интересная версия ) А есть ссылка на статью, чтобы долго не искать?

Date: 2012-10-10 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] eva-hagberg.livejournal.com
1. Текст ответа на первый вопрос очень сильно отличается от того, как ты обычно пишешь. Там нет ни одного характерного для тебя оборота и построение фраз не твое. Или, вернее, кардинально отличается от моего представления о характерном для тебя построении фраз.
5. "Так же, как не знала и не узнаю никого из перечисленных священников". Серьезно? Это я не в плане "как можно не знать, кто такой Бергман?", а правда интересно.
9. Вопрос нормальный, на самом деле, вполне научный, только в контексте всего остального вызывает раздражение.
11. Ты, в общем-то вполне ответила, что это ошибка в добре. Но вот единственный по-настоящему странный вопрос, это именно этот, потому что среди вполне сильно верующих мнения делятся. Есть сильно-верующие, кто верят и абсолютное зло, есть те, кто нет.
А вообще, я тебя сейчас спрошу, как ты меня по поводу troll of a daughter. Зачем ты это все написала и почему именно сейчас?

Date: 2012-10-10 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] lioppa-begemoth.livejournal.com
(зверским усилием воли сдерживается от пары-другой набросов) Вопросики да. Гаденькие такие вопросики. Я щетайу, що это трололо, а основной принцип выживания в Сети (да и вообще): "Не кормите тролля!")

Date: 2012-10-10 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] nat-nat.livejournal.com
Хорошо ответила. Про электричество особенно :)) И про культурный контекст.

Date: 2012-10-10 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] aamonster.livejournal.com
Не могу не вспомнить:
Image

Date: 2012-10-10 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] jordein.livejournal.com
Абсолютно солидарна с Дашей по отношению к религии (лишнее подтверждение тому, что выбираю в свои жж-френды чем-то похожих на себя людей).

Date: 2012-10-10 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну вот и я стараюсь выбирать похожих:)

Date: 2012-10-10 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
прелестно:))

Date: 2012-10-10 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
про электричество честно!:))

Date: 2012-10-10 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну вот я хочу думать, что это он так тонко шутит, а не всерьез. потому что иначе совсем глупо.

Date: 2012-10-10 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
1. эээ.. не знаю.
2. Ась, ну конечно я знаю имена (не все), но, скажем так, они вне плоскости моих авторитетов, не потому что я их не уважаю, а просто потому что в принципе не рассматриваю в этом смысле.

9. ну как нормальный.. тоже с подъебом.

11. а вот про это я думаю все утро.
я не понимаю концепцию абсолютного зла в принципе.
более того - по-моему в нашем мире невозможно представить модель, в которой добро будет ошибкой в зле. Ведь если подумать, то человеческая культура "доброцентрична". И даже попытки сделать отрицательных героев сюжетообразующими сводятся к тому, что "в глубине души он хороший"
но при этом вот ну где оно абсолютное доброе и абсолютное зло? смерть это хорошо или плохо? да никак. она просто есть. как и жизнь.

написала потому что прочитала вопросы и сначала они меня рассмешили, а потом зацепили.
зацепили потому что в последние месяцы слишком много новостей и обсуждений про пусси райот, патриархов, православие в школе и прочую хуету.
и меня это раздражает.

Date: 2012-10-10 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
вот да, меня именно тон и вывел из себя. нельзя так.

Date: 2012-10-10 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
да, мне уже подсказали. я как-то совсем этот термин никогда не употребляла, как-то не осел в голове. теперь буду знать:)

Date: 2012-10-10 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
вот еще бы все это понимали...

Date: 2012-10-10 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
http://scepsis.ru/library/id_302.html

вот. случайно совсем нашла

Date: 2012-10-10 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] aamonster.livejournal.com
Ага, я так и думал - Бертран наш Рассел, зараза ехидная =).
Изумительный дядька. Религия - ладно, но он по теории множеств потоптаться умудрился, а это суметь надо.

Date: 2012-10-10 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
я совсем не знала, кто это. но интервью шикарное. очень все по полочкам

Date: 2012-10-11 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ashwini-ashwini.livejournal.com
это - блестяще, коротко говоря

Date: 2012-10-13 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] smeyanka.livejournal.com
"Я не причисляю себя ни к какой конфессии. Я не считаю нужным ходить в церковь. Я не считаю нужным соблюдать никакие ритуалы.
Но я верю в некую силу, которая есть во вселенной, в душу мира, если хотите" - словно я писала. Но я уже как-то отвечала на твой пост о религии давнишний, насколько удивительно твое представление, твои ответы совпадают с моим внутренними ощущениями. Здорово, что ты написала этот пост, твои ответы, несмотря на тон вопросов, показывают, что дело не в вере и не в церкви, а в человеке, в его воспитании, представлении о жизни, людях и, как на банально, но всегда верно - "что такое хорошо и что такое плохо".

Date: 2012-10-15 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
так и есть, важнее всего совесть, а не принадлежность к церкви. жалко, что не все понимают

Date: 2012-10-19 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] all-that.livejournal.com
Прав.мир этот текст вывесил сам, Панюшкин изначально опубликовал его в Снобе и очень им удивил тамошнюю публику. Некоторые ответы очень похожи на Ваши, и очень многие высказались о тоне:

http://www.snob.ru/selected/entry/53565#entry_53565/group_0/page_4/from_529198/to_531349

(Сейчас представлюсь в личке, объясню, откуда взялась:))

Profile

dashakasik: (Default)
dashakasik

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45678910
11 1213 14151617
181920 21222324
25262728293031

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 02:33 am
Powered by Dreamwidth Studios