dashakasik: (Default)
[personal profile] dashakasik
У меня сегодня случился самый большой культурный шок за все мое совокупное время пребывания в Голландии.

Начну издалека.

У меня еще зимой появилась идея, что мне в нашем маленькой городишке обязательно надо найти книжный клуб, где обсуждают прочитанное и делятся умом-разумом. А если не найду, то основать свой собственный. И вот сегодня я решила начать с того, чтобы посетить сначала библиотеку, а потом самый большой книжный магазин в городе.

Опережая вопросы – нет, книжных клубов не нашлось ни там, ни там. Да, буду придумывать свой собственный.

Но культурный шок вот в чем: в Голландии все библиотеки ПЛАТНЫЕ. Абонемент в нашу библиотеку стоит 48 евро в год! Неудивительно, что в этой стране так мало читают! (все голландские знакомые удивлялись, что я привезла с собой много книг, а есть те, кто вообще не читает). Нет, в читальный зал по-прежнему можно ходить бесплатно, но брать книги на дом только если у тебя есть абонемент. Но как же меня это шокировало!!!!

В свое оправдание они пишут в буклете, что оплата нужна на поддержание и обслуживание библиотек. Что в общем-то логично. Но мне с моим советским сознанием сложно это понять. При том, что в библиотеке я последний раз брала книги лет 10 назад. И хуже того – в квартире моих родителей по-прежнему должна быть пара невозвращенных вовремя книг… Но в детстве я ходила в библиотеку каждую неделю, районная библиотека была для меня обожаемым и священным местом. Правда вот с переездом в Купчино пришлось записаться в другую, которая мне совсем не нравилась, там было мрачно и темно и работали там жутко злобные тетки, поэтому я и с трудом заставляла себя туда ходить и так и не вернула им «Доктора Живаго». (В процессе написания этого поста мне стало так стыдно за невозвращенные книжки, что я написала письмо в свою районную библиотеку с вопросом, можно ли их все еще вернуть).

И все равно сама мысль о платных библиотеках внушает мне ужас.

А вы считаете, что библиотеки должны быть бесплатными или нет?

Date: 2012-02-21 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] anya-piterskaya.livejournal.com
у меня очень многие голландцы тут читают, притом, серьезную литературу - Солженицын, Достоевский.
библиотека должна быть платной.

Date: 2012-02-21 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
тебе повезло больше.
среди моих голландцев пока нет читающих, кроме моего Тина.

почему? даже с учетом цен на книги и популярности электронных книг, разве бесплатные библиотеки не привлекали бы больше людей? тем более. что в отличие от России тут по-моему почти невозможно не жить по прописке и тем самым избегать возврата или штрафа.

Date: 2012-02-21 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] annything.livejournal.com
48 евро в год, по-моему, не должны испугать того, кто правда хочет что-то читать. Хотя, и отношение к деньгам немножко иное, насколько я смогла заметить.

Date: 2012-02-21 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] panda-snapper.livejournal.com
а до этого ты про европейские библиотеки не читала?:) я читала, правда, про немецкие только, но, как оказалось, не только в Берлине они хороши (ЗЫ говорят, в Амстере нуууу очень клево и можно так заходить:)
в общем, туточки стоят библиотеки что-то вроде тридцати восьми евро за тринадцать месяцев (типа за год плюс месяц в подарок). С одной стороны - вроде как после немаленькой (по сравнению с Тюменской областью, ггг) и бесплатной для местных Маяковки - это как-то дороговато. С другой: книжки можно брать в каком угодно отделении и в какое угодно сдавать, они сами потом их куда надо отвезут (а для особых случаев по районам и дворам катается специальный автобус); продлевать можно через интернет (и продление работает!!!); гораздо больше книг с дисками и прочих материалов не только на бумаге(в Маяковке они вообще бывают на выдачу? Что-то не вспомнить просто так). Это то, что я уже заметила из разницы. Непривычно, конечно, но и качество тоже непривычное. Детям и всяким малоимущим - скидки (не помню конкретных сумм).
А еще меня дюже порадовало, что можно записаться даже без регистрации (прописки), если есть поручитель. В Маяковке только недавно (если я правильно понимаю) стали давать книги на дом, если есть временная прописка. А до этого - шиш, желтый билет и читальный зал в помощь.

Date: 2012-02-21 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] lioppa-begemoth.livejournal.com
Если в такой библиотеке не будет церебрального секса и ограничений по выдаче книг (мне, помнится, как студенту не хотели выдавать что-то в библиотеке РАН), то почему бы и не платить?

Date: 2012-02-21 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] galahad-ru.livejournal.com
бесплатных библиотек не бывает, потому что книги стоят денег и работники хотят кушать. за "бесплатную" библиотеку люди тоже платят - налогами.

Date: 2012-02-22 04:33 am (UTC)
From: [identity profile] b-vinta.livejournal.com
ну тогда они просто загнутся.Сейчас то на ладан дышат, кто туда ходить будет? К тому же 48 евро - совсем не большая плата, особенно в Голландии

Date: 2012-02-22 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] aamonster.livejournal.com
разве бесплатные библиотеки не привлекали бы больше людей
Подозреваю, что нет. Есть такой стимул - "за что уплочено, должно быть проглочено". Т.е. если человек заплатит за абонемент - он будет пользоваться библиотекой.

Date: 2012-02-22 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] till-8.livejournal.com
а мне что-то казалось, что они и в России платные давно уж. Я сужу по научной библиотеке ЮУрГУ (Челябинск, 2000 год). Студентам, естественно, бесплатно книги дают, а всем остальным - за деньги; если студент абонемент потерял, книги не вернул - тоже за деньги. Отсюда я сделала вывод, что все библиотеки давно уже по новой системе работают.

Date: 2012-02-22 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] till-8.livejournal.com
причем для студента там такой большой штраф был за потерянные книги, что многие, один раз потеряв книги, так без библиотеки и оставались.

Date: 2012-02-22 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] till-8.livejournal.com
и брать напрокат для посторонних недешево было

Date: 2012-02-22 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] tipo-grafinya.livejournal.com
48евро в год, т.е.4евро в месяц - очень божеский сбор, правда,вопрос нужно ли единоразово его оплачивать? скорее всего, да, а то дорого следить за каждым,уплачен ли членский взнос.
вспоминая наши развалюшные и ошарпанные библиотекис допотопными замучоленными формулярами (не думала,что вспомню это слово!), я бы ввела тоже символический сбор для взрослых (детям,пенсионерам и студентам бесплатно -им нужнее всего).
сюоры пошли бы на модернизацию библиотек, обновление книжного фонда, и возможно, на повышение з/п сотрудников.
хотя как раз они могут исченуть с появлением электронных баз данных...

Date: 2012-02-22 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
конечно нужно единоразово.
и в общем-то я не против даже оплачивать, просто все равно странно..
детям до 13 кстати все бесплатно. пенсионерам 44 евро (хаха, гигантская скидка)

Date: 2012-02-22 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] tipo-grafinya.livejournal.com
хм, обычно в Европе пенсионерам 50% скидывают, но хоть детям бесплатно.

Date: 2012-02-22 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] granuma.livejournal.com
мне кажется, это такой серьёзный вопрос про капитализм и социализм :)

Date: 2012-02-22 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] ilik.livejournal.com
Конечно, должны быть бесплатными. Какие еще могут быть разговоры.

Date: 2012-02-22 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну вот в комментариях мнения расходятся:)

Date: 2012-02-22 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
дык ведь в Голландии одни из самых высоких налогов в Европе, почему бы из них и не оплачивать библиотеки?

Date: 2012-02-22 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну как тебе сказать.. учитывая, что средняя ЗП в Голландии не так уже и велика, то я бы сказала, что это нормальная такая цена.

да и дело даже не в деньгах. а в том. что у меня ощущение, что тут нет такой же культуры чтения, как у нас

Date: 2012-02-22 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну в целом да:)

Date: 2012-02-22 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
хм. не знаю.. ты меня удивила.. уж в научные-то библиоетки, как мне казалось. однозначно должен быть бесплатный доступ! даже не студентам!

но я проверяла сайты районных библиотек Питера - все так же бесплатно.

Date: 2012-02-22 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
детям бесплатно до 13 лет. что тоже странно! почему уж не до окончания школы тогда??

Date: 2012-02-22 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] b-vinta.livejournal.com
ну... мне вообще кажется что самая читающая часть Европы - это студенты. А у них есть библиотека

Date: 2012-02-22 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну я тоже помню, как получала спец-разрешение на доступ в научные залы Публичной библиотеки:))

Date: 2012-02-22 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ну вот ради сравнения - я только что проверила, сколько всего помимо просто книг можно получить в районной библиотеке в Питере (кружки, секции, лекции, экскурсии) и все это бесплатно.

просто мне кажется, что активное пользование библиотекой в детстве прививает культуру чтения в целом, которой тут как-то мало..

Date: 2012-02-22 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
конечно не читала! я даже не интересовалась:)
просто так заходить и читать тут тоже можно, просто чтоб на дом брать нужен абонемент. так что просто ходить и читать я буду:)

вообще, я как в России предпочитала иметь книги в собственном пользовании, так и тут вероятно буду.
библиотеку я пошла проверять как способ социализации все-таки:)
просто сам факт платности удивил

Date: 2012-02-22 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
согласна:) и слава богу!

Date: 2012-02-22 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] galahad-ru.livejournal.com
наверное, потому, что если оплачивать библиотеки, то эти налоги станут еще выше :)

Date: 2012-02-22 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] lioppa-begemoth.livejournal.com
Ну я им отомстил: нашел в инете больше инфы для курсовика, чем они смогли мне предоставить))) Правда, все было на английском, так что заодно и уровень языка поднял маленечко)))

Date: 2012-02-22 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] varvara-o.livejournal.com
Не вижу ничего ужасного в платных библиотеках, если цена за абонемент разумна и доступна. Тут же вопрос в том, на что она содержится. В России библиотеки государственные, то есть как бы, общие. Мы все вместе платим за то, чтобы они обновлялись, содержались. Но частные ведь тоже могут быть, почему нет? Тогда плата за абонемент - условие самого существования библиотеки. В общем, если бы мне сильно понадобилась библиотека, я могу и заплатить. За прокат видеокассет раньше платили? Прокат книг - схема аналогичная :)

Date: 2012-02-22 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] annything.livejournal.com
Боюсь, что одной бесплатностью тут не поможешь :( А вот кружки, лекции и экскурсии — это очень классная тема, да

Date: 2012-02-22 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] basil-n.livejournal.com
В Калифорнии библиотеки бесплатные, мы их активно эксплуатируем. Но бесплатные-то они условно, оплачиваются они из наших налогов.

Date: 2012-02-22 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] basil-n.livejournal.com
детям - сиротам? ;)

Date: 2012-02-22 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] basil-n.livejournal.com
Кстати, это одна из вещей, которые,понимаешь в сравнении, живя в Штатах. Нет никаких произвольных государственных денег. Все деньги государство берет либо у меня из кармана либо у бизнесов (т.е. в конечном счете тоже у меня.

В России этого не чувствуешь, поскольку система совершенно непрозрачна. И, кстати, именно поэтому, наверно, всякие обманутые вкладчики МММ почему-то всегда хотят, чтобы им деньги вернуло государство. Хотя отдали они их добровольно частному лицу.

Date: 2012-02-23 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] nat-nat.livejournal.com
Интересно, что ответят из библиотеки :) Идея про клуб замечательная!
И хотела сказать о той, радости, которую я испытала, увидев твою запись. Ещё даже не читая. Просто обрадовалась, что ты снова что-то написала.

Date: 2012-02-23 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
пока молчат.. сама жду очень:) а про клуб думаю сейчас, как бы лучше все это усторить
спасибо, Нат!:)

Date: 2012-02-23 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
дык я понимаю, что государственные деньги - это из налогов. просто меня удивляет, что тут и так очень высокие налоги, я думала уж библиотеки-то можно позволить себе.. хотя фиг знает, может так и правильнее..

Date: 2012-02-23 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/babybitch_/
ох не знаю.. за прокат видеокассет платили потому что не было альтернативы.. сейчас есть трекеры.. (хотя это извечный конфликт - имеют ли они вообще право на существование). мне почему-то кажется, что библиотеки должны быть бесплатными.. не знаю почему. романтизирую я их:)

Profile

dashakasik: (Default)
dashakasik

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45678910
11 1213 14151617
181920 21222324
25262728293031

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 03:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios