
Мы с Тином с конца октября начали говорить, что до Рождества Малыш точно пойдет. Каждый раз повторяли эту мантру, когда он ходил вдоль столов, шкафов и стен, когда неуверенно делал маленькие шажочки от меня к Тину и обратно, бухаясь со всей дури в объятия, потому что еще не держится на ногах. Время шло, а он все никак не шел и не шел. Я мысленно настроилась, что пойдет позже. В конце концов, Пухля в свое время начал ходить 9 февраля (он ноябрьский), значит Малыш может пойти в январе (он октябрьский).
Но Малыш не подвел и пошел ровно за день до Рождества - вечером 23 декабря.
И в ту же ночь проспал 12 часов.
И в следующую ночь тоже.
Мы не могли поверить своим ушам и глазам. Первую ночь все просыпались по очереди и проверяли - где он вообще? Дышит? Живой вообще?? После второй ночи, рождественским утром, мы шептали друг другу "This is a real Christmas miracle! Рождественское чудо!"
Но потом Рождество закончилось, а чудо - нет.
И вот теперь спустя полтора месяца можно с уверенностью сказать - Малыш начал спать.
Теперь он просыпается не каждые полтора-два часа, а один раз за ночь (спит сначала часа 3-5, в районе полуночи просыпается разочек и потом спит до утра). Регулярно случаются ночи по 11-12 часов без перерыва. Пару недель лезли зубы, поэтому он прям каждую ночь просыпался, но всего по разу. А сейчас зуб вылез и он опять стал спать всю ночь.
И пока что в это просто невозможно поверить.
Я не спала больше года. Вот реально, за полтора года было ровно 2 ночи, которые мне удалось проспать целиком, а не урывками по часу-два. А теперь вдруг такие ночи идут одна за другой. Невероятно.
При этом я не знаю, что именно помогло.
Летом мы месяц занимались с консультантом по сну из России. Эффект был, но небольшой и не очень надолго. Все их универсальные советы я в принципе уже знала. А хваленая "методика укладывания" не работала. Потому что по ней ребенка можно поднимать из кроватки, если плачет, успокаивать, а потом укладывать обратно. Только вот незадача - он вообще не успокаивался. Можно было часами ходить с ним на руках, поднимать-укладывать без конца, но он не успокаивался и продолжал горько плакать, пока не дашь грудь.
Я ломала голову и советовалась со всеми вокруг. Тин считал, что ему тяжело дышать из-за ларингомаляции (хотя она уже почти прошла по сравнению с тем, что было год назад). Я считала, что у него то зубы, то уши, то живот болят. Плюс мне казалось, что он реально все время голодный - ночами было особенно сильно слышно, как у него все время урчит живот.
В октябре я пошла с ним к специалисту что-то типа терапевта по ЛФК, oefenterapeut, которого мне посоветовала соседка-педиатр. Сандра оказалась очень приветливой и приятной дамой, которая тут же вместе со мной принялась искать варианты решений. При этом она, в отличие от домашнего врача, не начала сразу с «Так вы еще кормите грудью? А, ну конечно он у вас не спит. Бросайте кормить и начнет спать». Когда мне летом домашний врач такое выдал (это был не мой стандартный ДВ, а какой-то замещающий, по телефону), я была просто в ярости и с трудом заставила себя не ввязываться в ругань. А Сандра сказала, что сама кормила дольше 2 лет, поэтому прекрасно понимает мои мотивы и ситуацию. Она напридумывала множество маленьких шажочков, чтобы помочь Малышу научиться засыпать. Больше всего помогла идея, которую друзья и жж-френды уже высказывали, но мне, как обычно, лучше всего помогает, когда кто-то нейтральный извне предлагает. Она предложила положить в детской на полу матрас, чтобы мне самой можно был там ночью прилечь, если Малыш проснулся и его надо утешить. То есть перестать по ночам при плаче забирать его из детской и переносить к нам в спальню, как мы делали все это время, потому что сидеть и ждать, пока он уснет, у нас не было сил. А помогать ему уснуть заново в его собственной кроватке. Что я и делала несколько недель подряд. И как-то от этого даже ночные кормления слегка сократились. Такое ощущение, что ему просто нужно было просто побыть рядом со мной или Тином ночью, успокоиться, убедиться, что мы все на месте.
Затем где-то в ноябре я пошла с Малышом к еще одному специалисту. Мне хотелось опробовать все способы, чтоб убедиться, что все возможное я сделала. Поэтому в этот раз мы пошли к остеопату.
К остеопатам я вообще отношусь скептически, потому что не понимаю, что они делают и как это работает. С этим остеопатом было точно так же. Он говорил много странных на мой вкус вещей и производил с Малышом какие-то странные на мой вкус манипуляции, которые по-моему никак на него не повлияли. Но я решила быть нейтральной и подождать, будет ли эффект. К остеопату мы сходили 3 раза. Он с первого же раза выдал мне «домашнее задание» - надо было поглаживать и постукивать Малыша определенным образом в определенных точках. Смысл от меня ускользнул, но я послушно делала.
Но. Остеопат при этом во время первого осмотра задал очень много вопросов про беременность и привел меня к неожиданным выводам. Основной вопрос его был – была ли у меня тяжелая беременность. И я такая – да ну, что вы, очень легкая, нормальная беременность, ничего особенного. Но он продолжил задавать уточняющие вопросы, особенно нажимая на тему стресса. И тогда я суммировала все сразу и от результата слегка прифигела.
«Да не было у меня никакого стресса во время беременности! Просто я забеременела сразу перед первым локдауном и пандемией. Потом у меня был сильный токсикоз, который сводил меня с ума. Что в комплекте с сидящими дома мужем и сыном было совсем невыносимо. Потом у меня были внезапные кровотечения и пара ночей в больнице. Параллельно со всем этим у меня стремительно угасала бабушка, а поехать в Россию попрощаться я не могла. Потом бабушка умерла и я не могла поехать на похороны. А еще я адски разругалась с мамой, мы так орали друг на другу, это было ужасно, так что я не разговаривала с ней два месяца. И потом в последние два месяца беременности мы лихорадочно своими руками отремонтировали целый дом и переехали. А, ну и Малыш родился на неделю раньше срока через полу-запланированное кесарево. Так что какой-такой стресс? Никакого стресса!» - я когда все это выпалила, то начала нервно смеяться.
В общем, остеопат выдвинул версию, что стресс во время беременности сказался на Малыше, потому что гормоны стресса они там в животе точно чувствуют. Поэтому у него страх сепарации выше среднего, что не дает ему самостоятельно утешаться и засыпать по ночам. Поэтому он и засыпать сам в своей кроватке не хочет и не может. Ему нужно ощущение мамы или папы рядом. И ему нужно помочь научиться расслаблять свою нервную систему.
Эта мысль показалась мне здравой и я решила, что пусть уж остеопат делает свои странные штуки, раз уж он утверждает, что они помогут.
Вот так мы продолжили применение всех советов по очереди и некоторых одновременно.
Но потом он просто начал ходить и в один день начал спать.
До сих пор не знаю, что именно помогло и помогло ли. Может быть он просто начал сильнее уставать и поэтому стал крепче спать. Может быть он стал сильнее уставать и поэтому стал больше есть и поэтому перестал ночами просыпаться. А может быть все дело было во фрустрации, потому что его очень бесило, что он еще не умеет ходить (когда он просыпался ночами, то сразу вскакивал в кровати и пытался куда-то топать), а теперь умеет и больше ничего не бесит и можно спать спокойно.
В общем, что-то помогло. Но что именно – хрен его знает.
НО!
И вот это очень важное но.
Все эти походы ко всем этим специалистам однозначно очень помогли мне самой.
С консультантом по сну мне просто очень помогала поддержка и постоянные ее сообщение и поощрения про то, как я все здорово делаю, как я хорошая мама, какая я молодец, как все наладится, как все обязательно будет хорошо. Пусть и не было в итоге результата. Но в тот момент мне очень помогла вот эта постоянная поддержка и возможность кому-то постоянно жаловаться про сон и в подробностях выговариваться про проблемы со сном.
С терапевтом ЛФК помогло тоже просто говорить, обсуждать. Помог ее настрой в отношении ГВ (в какой-то момент я была уже готова все резко бросить).
А с остеопатом помогло посмотреть под другим углом на свое собственное состояние и на своего ребенка. Я тогда конкретно так притормозила и кинула все силы на то, чтобы компенсировать Малышу нехватку моего внимания.
В общем, иногда сторонний специалист нужен не столько из-за его компетенций, сколько ради дружеских поглаживаний и подбадривания.